Случилось то, что предсказывали и чего ждали давно: "ядерное досье" Ирана дошло до Совета безопасности ООН. В ночь на четверг, 9 марта, в Нью-Йорке состоялось специальное совещание, на котором пять стран – постоянных ов Совбеза ООН (Россия, США, Китай, Франция и Великобритания) рассмотрели доклад, подготовленный главной МАГАТЭ Мохаммедом Аль-Барадеи. И хотя в самом МАГАТЭ подчеркивают, что на рассмотрение в Совбез отправили не все, а лишь часть так называемого "иранского досье", вопрос о возможном введении санкций в отношении Ирана сегодня встает как никогда остро.
"Иранское досье" – что скрывается за грифом "секретно"?
Как стало известно Би-би-си, в докладе, подготовленным Аль-Барадеи, указывается, что Тегеран готовится к промышленному обогащению урана, что, в свою очередь, может быть использовано не только в мирных, но, как опасаются другие страны, и в военных целях. За три года интенсивных проверок, говорится в докладе, экспертам ООН не удалось удостовериться в справедливости утверждений Ирана о том, что его программа носит исключительно мирный характер. Напомним, что Иран по-прежнему отрицает собственное стремление создать ядерное оружие.
Таким образом, МАГАТЭ не может подтвердить, что Тегеран занимается разработками исключительно мирного атома, но и прямых доказательств наличия в Ираке военных ядерных объектов тоже нет.
Что будет дальше — неизвестно. Телеканал НТВ приводит свидетельства некоторых аналитиков, утверждающих, что вместе с докладом Совбез получил формальный повод взять решение "иранского вопроса" под свой контроль, а это может закончиться введением санкций. Но есть и другое мнение: подключение Совета Безопасности даст новые возможности для мирных переговоров — так считает и сам глава МАГАТЭ. "Я с оптимизмом смотрю в будущее. Рано или поздно все осознают, что возвращение к переговорам — единственный путь", - заявил Аль-Барадеи.
"Надо найти такое решение, которое обеспечило бы право Ирана на мирное использование ядерной энергии, - сказал глава МАГАТЭ, - в то же время это решение должно убедить мировое сообщество в том, что ядерные исследования в Иране носят исключительно мирный характер".
Что ждет Иран: санкции или переговоры?
Самую жесткую позицию по отношению к Ирану по-прежнему занимают Соединенные штаты. В Белом Доме считают, что Тегеран уже обладает запасом урана для производства десяти бомб и пользуется нерешительностью мирового сообщества для продолжения ядерных исследований. Америка выступает за постепенное наращивание давления на Иран, сообщает телеканал НТВ. Логичным результатом такой политики, по мнению Вашингтона, должны стать жесткие санкции.
"Мы планируем скоординированный подход в ООН, в результате чего будет постепенно усиливаться давление на Иран", - пообещал заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс. "СБ ООН рассмотрит "заявление от имени председателя Совета" или резолюцию на основе седьмой статьи (устава ООН). Если после этих шагов Иран не примет пожеланий международного сообщества, тогда, конечно, нам придется рассмотреть возможные точечные санкции, которые ряд стран уже начинают изучать", - предупредил Бернс.
На ядерную угрозу Ирана США ответят расширением целого ряда оборонных мер, включая противоракетную оборону и силовой перехват грузов, заявил заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роберт Джозеф.
По его словам, "оборонные меры" включают целый ряд "инструментов, направлений политики и программ", начиная с программы Нанна-Лугара, призванной "закрыть Ирану и другим нарушителям режима нераспространения доступ к чувствительным технологиям, материалам, которые могут сократить им путь к ядерному оружию. На другом конце (этого спектра мер) - противоракетная оборона и иной потенциал по борьбе с распространением", - сообщил Джозеф.
Столь радикальную точку зрения не разделяют другие постоянные ы Совета Безопасности: Китай, Великобритания и Россия. «Мы убеждены: у этого кризиса нет военного разрешения. Нашу уверенность разделяют Великобритания и Германия. Министры этих стран уже делали ые заявления на этот счет.
Я не думаю, что в новейшей истории санкции как решение проблемы когда-либо приносили решительные плоды. Я повторю: мы должны основываться на профессиональной оценке событий со стороны МАГАТЭ и Комиссии по нераспространению ядерного оружия», - заявил министр иностранных дел России Сер Лавров.
Хотя Россия и согласилась на требование США передать "иранское досье" на рассмотрение в Совбез ООН, Москва не оставляет желания сохранить за собой право считаться эксклюзивным переговорщиком с Ираном и выступает за рабочие отношения. Тегеран неоднократно грозил, что в случае передачи его ядерного досье в Совбез он прервет добровольное сотрудничество с МАГАТЭ, а переговоры с Россией о создании совместного предприятия станут неактуальными, отмечает газета "Коммерсант".
В свою очередь, президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, выступая в среду в провинции Лорестан, заявил: миру придется пожалеть о давлении на Иран и смириться с тем, что его страна будет развивать ядерную технологию. Что он имел в виду? Возможное использование Ираном "нефтяного шантажа"?
Однако, представитель Высшего национального совета безопасности Ирана Джавад Ваиди заявил в Вене, что пока Иран не намерен использовать нефть в качестве рычага на переговорах. Впрочем, добавил Ваиди, если на Тегеран будет оказано давление со стороны Совета безопасности ООН, иранские власти пересмотрят свою политику в сфере экспорта нефти. Напомним, что Иран является четвертым в мире экспортером нефти.
Позиция США и Запада
"Введение экономических санкций в отношении Ирана в ближайшее время маловероятно. И все же направление "иранского досье" на рассмотрение в Нью-Йорк открывает новую главу в отношениях Совета Безопасности ООН и Тегерана, до сих пор Иран пытался избежать этого", пишет газета "Лос-Анджелес Таймс".
Скептически относятся на Западе и к процитированному выше заявлению Джавада Ваиди о том, что Иран не намерен использовать нефть в качестве орудия борьбы. Заместитель госсекретаря США Николас Бернс заявил, что "Иран прямо угает жизненным интересам Америки".
"Ничто кроме введения санкций не сможет повлиять на рост цен нефтяных цен, - цитирует "Нью-Йорк Таймс" слова министра нефти Ирана Казема Вазири Хамане. - Поставки нефти продолжаются. Экспорт не приостановится".
Однако администрация президента США Джорджа Буша не верит в обещания. "Провокационные заявления и действия в будущем могут способствовать лишь изоляции Ирана от всего остального мира", - заявил спикер Белого дома Скотт Макклин.
В администрации Буша опасаются, что Соединенным Штатам не удастся убедить Россию и Китай в необходимости введения санкций, а значит, не исключается возможность формирования коалиции наподобие той, что была создана во время войны в Ираке. Как отмечает британская "Файнэншл Таймс", стан американских союзников, в который, по словам аналитиков, входят некоторые страны Восточной Европы, Япония и Австралия, может пополнить и Франция. Позиция Германии пока вызывает сомнения.
В этой связи немецкая газета "Франкфуртер рундшау" определила задачу западной дипломатии как "дозированное давление на Иран". "Нельзя допустить раскола на международной арене", - пишет немецкое издание.
"РИА Новости"