Представители посольства Германии не могли бы выразиться яснее в своих срочных обращениях к разным уровням администрации Буша в конце прошлой недели. В Берлине разгорается политический скандал, и им были насущно необходимы разъяснения по поводу сообщения в американских СМИ, раздувшего пламя: его авторы утверждали, что немецкие шпионы предоставили планы Саддама Хусейна по обороне Багдада американским военным за месяц до начала войны в Ираке.
Однако имелся подтекст, который в первую очередь привлек внимание администрации Буша. События, о которых идет речь, произошли при бывшем канцлере Герхарде Шредере, человеке, которому президент Буш перестал доверять. Однако посол Вольфганг Ишингер предупредил высокопоставленных американских чиновников, что отказ от сотрудничества может повредить нынешнему канцлеру Ангеле Меркель, которая улучшает американо-германские отношения, получая самый высокий рейтинг среди послевоенных лидеров Германии.
Вследствие этого шпионский скандал воспринимается не только как первое серьезное испытание растущей популярности Меркель, но и как проверка способности администрации Буша ликвидировать ущерб, связанный с иракской войной, в Европе. "Все на самом высоком уровне понимают, что у нас возникла проблема, и стараются помочь", – заявил осведомленный немецкий источник.
Начиная с января, в немецких СМИ появляются материалы, касающиеся того, как разведка Германии помогала американским военным усилиям, несмотря на то, что Шредер открыто выступал против вторжения 2003 года. Затем, на прошлой неделе New York Times сообщила о существовании американского военного исследования, в котором упоминаются немецкие агенты в Багдаде, сообщавшие о планах Хусейна по обороне столицы вплоть до эскиза дислокации войск.
Отрицая это сообщение, представители немецкой разведки утверждают, что никогда не видели карту и, следовательно, не могли ее передать. Одновременно высокопоставленные американские источники в частном порядке подтвердили, что исследование, включая эскиз, существует, добавив, что до проведения подробного анализа они не могут говорить о его содержании и точности.
Парламентское расследование возможно
Представители администрации Буша обещают дать межведомственную оценку максимально быстро. Но это не помешало оппозиционным партиям Германии в понедельник потребовать досконального парламентского расследования помощи немецкой разведки американским военным усилиям в Ираке. Голосование в конце этой недели, вероятно, будет в пользу расследования.
Чтобы эффективно разобраться с проблемой, представители правительства Меркель хотят быстро проверить факты с помощью США. Правда может поставить власти в сложное положение, но продолжающаяся неизвестность будет только усиливать подозрения, что немецкая разведка о многом умалчивает.
Больше всего хотят защитить то, чего Меркель добилась за три коротких месяца после победы на выборах с таким небольшим перевесом, что лидеру христианских демократов пришлось создать широкую коалицию со своими соперниками, социал-демократами. Ее рейтинг, превышающий 80%, самый высокий за послевоенный период, даже выше, чем у ее наставника Гельмута Коля после объединения Германии.
Она предприняла ряд мелких, хорошо просчитанных шагов, радикально изменивших тон и суть правления Шредера, одновременно улучшая отношения с США, Европейским союзом и даже восточноевропейскими соседями.
В столкновении с первой серьезной проблемой ей понадобится весь этот политический капитал. Шпионский скандал станет проверкой политического мастерства Меркель; она с удовольствием подчеркнет лицемерность правительства своего предшественника в канун выборов в трех важных регионах, но захочет сделать это так, чтобы не повредить своей коалиции, где министром иностранных дел является советник Шредера по национальной безопасности.
Ей также надо избежать затяжного расследования, которое может отбросить назад ее попытки наладить трансатлантические отношения, по ее мнению, необходимые и для урегулирования европейских разногласий.
Меркель укрепила свой авторитет в Европе в декабре, высту посредником в бюджетной сделке между Британией и Францией, освободив Германию от принятого Шредером подхода точного следования за Жаком Шираком и поставив ее в более естественное положение лидера. В ходе визита в Париж она использовала продуманный язык жестов, показывая, что не поддалась обаянию Ширака и не позволит обращаться с собой как с младшим партнером.
Она улучшила отношения с Польшей, на которую Шредер годами не обращал внимания, защитив интересы ближайшей соседки в бюджетной битве и проинформировав ее до своей недавней встречи с российским лидером Владимиром Путиным и после нее.
Делая себе имя
Мы пока не знаем, куда приведет феномен Меркель, но она уже выделяется в Европе как лидер с основанной на ее происхождении из коммунистической ГДР глубокой верой в свободу, рынок, права личности и однозначную ответственность Германии за Холокост. Она проявляет особую настойчивость в противодействии иранским ядерным амбициям, говоря о заявленном намерении президента Ирана стереть Израиль с лица земли и напоминая своим соотечественникам, что бывает, когда подобным лидерам не дают отпора.
Пожалуй, самым примечательным моментом январской встречи с президентом Бушем было обсуждение возможных санкций против Ирана в связи с ядерной проблемой. Меркель, утверждает источник, присутствовавший при встрече, рассказала Бушу, как в ГДР радовались санкциям, наносящим ущерб недемократическим лидерам советского блока, но были недовольны мерами, приводящими к тому, что на прилавках магазинов становилось меньше апельсинов или бананов.
Это стало началом дискуссии об "умных санкциях". Лидеры часто говорят по телефону, возобновив общение, прерванное Шредером.
Парадокс в том, что первое испытание Меркель – шпионский скандал – подено двусмысленной позицией Германии. Хотя Шредер, как и большинство общества, категорически выступал против войны в Ираке, немецкие войска охраняли американские объекты в Германии, американская авиабаза в Рамштайне обеспечивала тыловую поддержку в ходе войны, а два офицера немецкой разведки, похоже, сотрудничали с американским командованием в Багдаде, причем один сидел в штабе с генералом Томми Фрэнксом.
Показателем того, насколько испортились американо-германские отношения перед избранием Меркель, является то, что попытки немецкой разведки помочь Вашингтону в свержении Саддама Хусейна воспринимаются столь неоднозначно. Однако Меркель пока не жаловалась на карты, которые ей сдали, хотя и пытается перетасовать всю колоду.
Фредерик Кемпе, InoPressa