Именно таким образом можно охарактеризовать отношения между Россией и Украиной этой зимой. Сейчас обе страны подошли к тому моменту в истории своих отношений, когда может серьёзно встать вопрос о необходимости нормализации отношений двух стран и коренном пересмотре, как Украиной, так и Россией, своей внешней, да, в принципе, и внутренней политики.
Газовая война, конфликт около крымских маяков и их принадлежности Черноморскому Флоту Российской Федерации, а теперь и проблема экспорта в Россию украинской животноводческой продукции заставили население двух стран всерьёз призадуматься о судьбе украино-российских отношений. Пускай уверяют репортажи разных газет и статистические данные, предоставляемые разными агентствами, что русские по-прежнему воспринимают украинцев как братьев и украинцы отвечают им взаимностью, что Киев по-прежнему более русский город, чем украинский, а Москва – более украинский, чем русский, повод для опасений остаётся, тем более, что все сложившиеся конфликты, по убеждению автора, не выгодны ни России, ни Украине.
Победители в газовой войне
Начнём с самого нашумевшего конфликта во взаимоотношениях сторон – газовой войны, которая продолжается и по сей день. Кто же в ней победил? Украина с гордостью утверждает, что – она, именно действия украинского правительства смогли предотвратить газовый кризис и вывести переговоры по урегулированию конфликта на новый уровень. За это своё достижение героическое правительство было отправлено в отставку «пятой колонной» (по словам Президента Украины – Виктора Андреевича Ющенко) – Верховным Советом Украины. В том, что решение парламента носило сугубо предвыборный характер, украинские политологи сомневаются всё меньше и меньше – столь очевидным это стало после спекуляций в предвыборной агитации почти всех без исключения политических сил.
Тем не менее, Украина продолжает считать победу в конфликте за собой. Россия, в свою очередь считает, что благодаря жёсткой политике в отношении цен на газ удалось продемонстрировать свою силу на политической арене, а заодно в который раз напомнить Украине, что независимость – понятие относительное – уж от российских энергоносителей Украина зависит точно. Непонятным остаётся одно – зачем нужно было делать это до завершения украино-российского договора, что помешало бы дождаться прекращения действия этого договора и последующего повышения (уже во сколько угодно раз) цен на газ, притом при совершенном отсутствии критики со стороны мировой общественности.
А так Россия получила не только критику мировой общественности на первых стадиях конфликта, но и помимо своей воли ещё сильнее подтолкнула Украину в объятия США – основного геополитического противника Российской Федерации. На международном уровне весь этот конфликт тоже оценивался неоднозначно: если с самого начала симпатии были на стороне Украины, то с наступлением холодов и «внелимитным» повышением количества потребляемого газа европейские потребители начали недоумевать, почему их страны должны страдать из-за конфликтов российской и украинской сторон, почему Украина решает свои проблемы за их счёт.
Это недоумение возросло, если учитывать и то, что если для Украины морозы не в диковинку, то для европейцев они оказались самым настоящим бедствием. Кроме того, газовый конфликт с самого своего начала ударил и по европейским производителям, которые именно Украине и России обязаны ослаблением своих позиций по отношению к контам из США и Азии: конечно, промышленная база многих европейских производителей размещена сейчас в Азии, но и в Европе остаются некоторые предприятия. В общем можно сказать, что конфликт ухудшил репутацию, как России, так и Украины как надёжных деловых партнёров.
Маяки раздора
Проблема крымских маяков, которая, в общем-то, имеет искусственное происхождение, тоже охладила отношения двух соседей. Украинская сторона не может найти пункты в договоре о базировании ЧФ РФ в Крыму, где российской стороне отдаются в аренду маяки, российская сторона обвиняет своего оппонента в том, что проблема надуманная и является своеобразной местью за газовый конфликт. Украинская сторона начинает процесс рассмотрения новых условий аренды для ЧФ РФ в Крыму.
В ответ из России слышатся призывы не только радикальных политиков, но даже должностных лиц высокого ранга, например министра обороны, пересмотреть сам статус Крыма. Конечно, данный конфликт имеет, как и предыдущий, под собой политический базис, но и экономическая составляющая его тоже сильна – по мнению украинских экспертов, плата за аренду ЧФ РФ своих баз в Крыму необоснованно низка и является обусловленной политической ситуацией на момент подписания договора об аренде. Кроме того, от того, кто владеет маяками в Крыму, зависит и то, какой стороне будет платиться так называемый «маяковый сбор», который сам по себе не так уж мал. Во всём этом конфликте радует одно – крымчане заняли позицию сохранения российско-украинской дружбы.
Именно с такими лозунгами установлены пикеты под многими маяками, что означает ослабление сепаратистских настроений в Крыму. Население полуострова осознаёт, что попытки пересмотреть статус Крыма приведут к кровопролитному военному конфликту, даже может быть к локальной войне, что не выгодно никому из населения Крыма.
О крупном рогатом замолвите слово…
Оказалось, не только индийские миллиардеры влияют на политику Украины, но даже и индийские буйволы. Так, мясо одного из них с украинской маркировкой, обнаруженное стражами правопорядка в России привело к запрету на ввоз животноводческой продукции из Украины (хотя российской стороной было заявлено, что основной причиной стала эпидемия птичьего гриппа в Крыму). Украинский Премьер-министр Юрий Ехануров признал факт того, что в Украине были выявлены цеха, где на контрабандную мясную продукцию (к примеру, польскую свинину) наносилась украинская маркировка, была обнаружена сеть сбыта этой продукции в Россию.
Но эти признания не сняли российского моратория. Тут, правда, возникают два весомых возражения: да, можно аргументировано запретить ввоз мяса птицы и крупного рогатого скота, но причём здесь молочные продукты и рыба? Тем более, что по некоторым видам рыбы и молочных продуктов украинские производители фактически являются монополистами российского рынка.
В итоге больше всех наказанными остались российские потребители, украинскому потребителю данная ситуация на руку – ожидается снижение цен на молочные и мясные продукты. Во-вторых, в ситуации с «индийским гостем» большая часть вины лежит на таможенной службе, которая пропускала определённый период времени контрабанду подобного рода. В противном случае, Украина должна наложить мораторий на ввоз видео- и аудиопродукции из Российской Федерации, так как огромная её часть ская, а ская продукция вот уже который год травмирует слух и режет зор, а как следствие совершает психотравмирующее действие по отношению к гражданам Украины (вызывает депрессии, чувство обиды, озлобленности) - эмпирическое умозаключение – проверено на собственном опыте). В итоге, как и в предыдущих конфликтах в выыше не оказалась ни одна сторона.
Можно не останавливаться на вышеперечисленном и привести ещё целый ряд примеров сугубо идеологического детерминизма в отношениях двух стран (как то правительственное лоббирование выпуска в России самолёта RRJ 75В, который по лётно-техническим характеристикам уступает совместно производимому с Украиной Ан-148), но вряд ли это будет уместным. Задача статьи – проанализировать наиболее крупные столкновения двух государств за эту зиму.
Все вышеперечисленные конфликты доказывают, что когда во взаимоотношениях государств во внимание берётся сугубо политический интерес, притом не достаточно обоснованный и даже призрачный, экономические и культурные связи могут быть поставлены под угрозу. Политика, а тем более политика внешняя, должна быть прагматичной и наименее подверженной влиянию идеологических факторов, что, к сожалению, не всегда принимают во внимание главы государств СНГ. Остаётся надеяться, что как после каждой зимы приходит весна, так и в украино-российских отношениях наступит период стабильности и укрепления экономических и культурных связей.
Борис Рудь, "Politics.in"