Группа молодых людей с лопатами недавно собралась в самом узком месте перешейка, соединяющего Крымский полуостров с Украиной. "Отделить Крым от Украины!" – на военный манер скомандовал их лидер, и они, под стрекот телекамер, начали копать.
Крым – русскоязычная территория – был присоединен к Украине в 1954 году Никитой Хрущевым в ходе административной реорганизации СССР, которую многие в России считают несправедливой. Недавняя акция с лопатами, хотя и не серьезная, является новым свидетельством растущей напряженности между Россией и Украиной, которая привлекла внимание всего мира во время спора из-за газовых поставок. Если напряженность и дальше будет подогреваться, это явится непростительным следствием российских геополитических амбиций.
После того как Россия решила поднять цену газа, который она поставляет, Украина предупредила, что может пересмотреть контракт, касающийся арендной платы за базы российского Черноморского флота в Крыму. Министр обороны России Сер Иванов ответил почти неприкрытой угрозой отобрать Крым у Украины. Пересмотр контракта, заявил он, может привести к денонсации соглашения 1997 года, по которому Россия признает украинские границы 1954 года.
Свою лепту внесли несколько российских законодателей, и они, в отличие от министра обороны, были до конца откровенны. "Рано или поздно мы вернем Крым", – заявил один депутат Госдумы. "Превращение Крыма снова в часть России будет абсолютно правильным решением", – сказал другой.
Жители Крыма давно уже жалуются на насильственную "украинизацию". Они утверждают, что в списках избирателей их фамилии были изменены на украинский манер.
В середине января между Украиной и Россией начался спор из-за контроля над крымскими маяками. Один маяк захватила группа украинцев, которая закрыла туда доступ представителям Черноморского флота. Командование флота считает маяки частью своего имущества, тогда как украинский посол заявил, что все они являются собственностью Украины и должны быть возвращены ей. Пресс-секретарь украинского МИДа заявил, что действия Черноморского флота в отношении маяков "граничат с вмешательством в дела суверенного государства". Украинские студенты пикетировали штаб Черноморского флота в Севастополе, требуя возвращения маяков Украине, в то время как их пророссийские оппоненты разбили у маяков палаточные лагеря.
Начавшийся в 2003 году спор о границе между Россией и Украиной в Керченском проливе, соединяющем Азовское и Черное моря, разгорелся вновь. И 10 дней назад Украина обвинила Россию в том, что она дает приют и российское гражданство бывшим чиновникам правительства, которые свергнуты в ходе "оранжевой революции" и ныне находятся под следствием в связи со злоупотреблениями. (Россия также запретила импорт мясной и молочной продукции с Украины, ссылаясь на соображения безопасности.)
Газовый конфликт, набирающий обороты, имеет явную политическую подоплеку. После унизительного провала российских попыток повлиять на исход президентских выборов на Украине в 2004 году Кремль ищет возможность реванша. Цены на газ были повышены за три месяца до парламентских выборов, что явно имело целью максимальную дестабилизацию украинской политики. Мечтой кремлевских стратегов, по-видимому, является слабое коалиционное правительство на Украине, которое будет уязвимее для российского экономического давления.
Может быть, это получится, а может быть, и нет. Очевидно одно: попытки России перекрыть Украине газ привели к сбою поставок в Европу, подорвав репутацию России как надежного экономического партнера.
Российское желание стать энергетической сверхдержавой может иметь и другие последствия. Политическая дестабилизация и разжигание территориальных споров могут вызвать националистические чувства и антироссийские настроения на Украине, разделенной на русскоязычные и украиноязычные регионы и стремящейся сформировать государственность.
Если это произойдет, антиукраинские настроения в России тоже наверняка усилятся. Люди в России едва ли видят разницу между этническими корнями русских и украинцев, хотя украинские фамилии узнаваемы. Соседние славянские государства имеют традиционно добрые отношения, основанные на исторической, культурной и языковой и. Именно поэтому было бы непростительно, если бы нынешний конфликт привел к насилию. Ведь на наших глазах славянские государства Югославии, с общей историей и родственными языками, оказались втянутыми в кровопролитную войну, которой никто не ожидал.
Маша Липман, "InoPressa"