Авторы большинства внутриполитических прогнозов на 2006 год в той или иной степени сходятся в том, что сколько-нибудь серьезных изменений в России под влиянием внутренних факторов ожидать не приходится. Точнее, теоретически они возможны, но лишь, пожалуй, в двух случаях.
Во-первых, если социальная политика Кремля и правительства нанесет серьезный удар по семейным бюджетам миллионов бюджетников, пенсионеров и других категорий населения, зависимых от государства. Впрочем, такое, судя по всему, вряд ли произойдет. Из протестов пенсионеров начала 2005 года против монетизации льгот власть сделала текстнадлежащие выводы. Поэтому и в настушем году правительство постарается не допустить обвального роста тарифов на услуги ЖКХ, неконтролируемых скачков инфляции, откажется от реализации наиболее болезненных для населения инициатив министров Михаила Зурабова и Андрея Фурсенко в области здравоохранения и образования.
Во-вторых, изменения возможны, если президент Путин решит провести радикальное обновление своей команды, вытеснит из большого бизнеса «олигархов», которые не вписываются в новый экономический порядок, где правят государственные и полугосударственные супермонополии. Но в действительности подобные перспективы также не просмативаются. Кадровые перестановки если и произойдут, то только в рамках хорошо известной «колоды» политиков, уже занимающих ключевые позиции в верхних эшелонах государственной власти. Подобные перестановки не приведут к сколько-нибудь заметной корректировке проводимого ныне политического курса. Новые «чистки» среди олигархов маловероятны - практически все они находятся в отношениях тесного сотрудничества с теми или иными влиятельными группами «питерской» элиты.
Гораздо большее влияние на ситуацию в России могут оказать факторы международного характера. Завершившийся в разгар новогодних праздников российско-украинский газовый конфликт с пока еще не ясными до конца последствиями, тем не менее, дает некоторые основания для прогнозов. Итак, первая серьезная попытка российских верхов на практике опробовать новую «энергетическую» дипломатию вызвала на Западе трудно скрываемое неприятие. Самое главное, что в столицах ведущих индустриальных государств, похоже, начали сомневаться в правомерности претензий России на роль стабильного поставщика энергоресурсов, не смешивающего бизнес с политикой.
Более того, вслед за Украиной сразу несколько стран (Турция, Болгария, Румыния) заявили о том, что будут резко возражать против возможности дальнейшего повышения цен на импортируемый газ из России. Это означает, что реализовать программу превращения нашей страны в ведущую энергетическую державу мира, которую Кремль пытается сделать приоритетом внешней политики, возлагая в этой связи немалые надежды на летний саммит «большой восьмерки» в Петербурге, будет не так-то просто. Запад явно намерен расставить для России «красные флажки», ограничивающие ее попытки расширить сферу энергетического влияния в мире. По-видимому, и малые страны Восточной Европы начинают активно протестовать против российских попыток повысить цены на газ, поскольку чувствуют за собой поддержку.
Второй аспект связан с влиянием российско-украинского газового конфликта на внешнюю политику Киева. Конечно, более конкретно говорить об этом влиянии только после мартовских выборов в Верховную Раду. Если сторонники прозападной ориентации Украины сумеют обернуть нынешнее обострение экономической ситуации в свою пользу и одержат победу на парламентских выборах, то нельзя исключить, что официальный Киев в 2006 году начнет резкий дрейф в сторону НАТО. Для Кремля подобный ход событий будет равнозначен крупнейшему внешнеполитическому поражению, негативный эффект от которого как внутри России, так и за ее пределами, будет трудно перекрыть даже официальным роспуском СНГ по инициативе Москвы. Кстати, намеки на возможность такого шага в самом конце прошлого года уже были сделаны, причем практически одновременно председателями комитетов по международным делам обеих палат российского парламента Константином Косачевым и Михаилом Маргеловым. В случайность подобных демаршей, тем более совпавших по времени, верится с трудом.
Пожалуй, единственным эффективным способом, с помощью которого российское руководство в случае ухода Украины на Запад сможет восстановить свой авторитет как внутри страны, так и за рубежом, прежде всего, на постсоветском пространстве, может стать реализация проекта создания Союзного Российско-белорусского государства. Движению в данном направлении может способствовать и то обстоятельство, что весной отношения Москвы и Запада из-за президентских выборов в Белоруссии могут существенно обостриться. Что подтолкнет два государства к более тесному сотрудничеству.
Два фактора – скоординированная политика Запада по сдерживанию российской энергетической дипломатии, равно как сближение Москвы и Минска, могут существенно повлиять на внутриполитическую ситуацию в России. Даже если проект создания единого Российско-белорусского государства в конечном итоге примет весьма рыхлые организационные формы - наиболее реальный сценарий без поста союзного президента, в противном случае объединение вообще трудно осуществимо, уже первые шаги по его осуществлению, скорее всего, вызовут усиление популистских и централизаторских тенденций во внутренней политике России. Для того чтобы выбить из рук Александра Лукашенко его главный козырь – популизм, политическая элита РФ, вынуждена будет, по крайней мере, отчасти ать по минским правилам. В результате, серьезные изменения могут произойти в расстановке сил в борьбе за роль преемника Путина в 2008 году. Ясно, что для противовеса Лукашенко Москве потребуется сильный политик, которых в окружении нынешнего хозяина Кремля очень мало. Следовательно, список кандидатов в преемники существенно сократится.
Рассматривая данный сценарий, необходимо отметить, что при всей его реальности, осуществление данного варианта все же связано с существенными ограничениями. Ключевой фактор в этой схеме – резкий дрейф Украины на Запад – вовсе не является неизбежным. Это лишь одна из возможностей. Если международное положение Украины после мартовских выборов существенно не изменится, то и курс на создание Союзного Российско-белорусского государства вряд ли будет ускорен. Ухудшения отношений России с Западом до опасной черты, за которой неизбежной станет эволюция российской политики в направлении изоляционизма, также не произойдет. В конце концов, спрос на энергоносители, как и интерес в обеспечении стабильности в Северной Евразии по-прежнему сохранятся.
Андрей Рябов, "Территория будущего"