Небывало широкое распространение заболеваний, передающихся ым путем, заставляет медиков и правительства разных стран задумываться о здоровье молодого поколения, которое рискует стать самым больным, толстым и бесплодным из когда-либо живших.
Основная причина мужского, и, в особенности, женского бесплодия — хламидийная инфекция, или хламидиоз. Заболевание ых путей, вызываемое внутриклеточным паразитом — хламидией — отличается скрытым, бессимптомным течением, трудностью диагностики и лечения, а также очень высокой контагиозностью (заразностью).
Это одна из немногих ых инфекций, которая может передаваться бытовым путем — через посуду, предметы, даже через рукопожатие. Таким образом, появлении даже одного больного хламидиозом в семье приведет к тому, что вскоре будет инфицирована вся семья, включая детей. Хламидия также передается при любом виде незащищенного а — ьного, ого и ого.
Неведома зверушка
Редкостная зловредность инфекции объясняется уникальными способностями дителя. Хламидия находится в биологической классификации между бактериями и вирусами, взяв у них наиболее ценные для выживания качества. Хламидия живет и размножается в клетке хозяина (внутриклеточная форма хламидии называется ретикулярным тельцем), а затем, подобно вирусу, разрывает клеточную мембрану, вырывается в межклеточное пространство или кровь и заражает здоровые клетки. Причем та форма хламидии, которая выходит из клетки (она называется элементарным тельцем), потрясающе приспособлена к выживанию во внеклеточной среде.
Еще одна важная особенность хламидии — дитель выделяет ферменты, которые не позволяют клеткам нашего организма просто взять и переварить непрошенную гостью. Таким образом хламидия может распространяться по всем органам и системам, вызывая хронические заболевания не только ой сферы.
В ходе эволюции у хламидии выработалась еще одна уникальная способность — она может превращаться в своеобразный «стелс» — клетку-невидимку, которую не «видит», то есть не распознает наша иммунная система. А раз нет вторжения — нет и иммунного ответа, организм благополучно пребывает в неведении, а когда очухается — уже бывает слишком поздно.
Как вычислить хламидию
Тем не менее, если уж люди научились засекать летящий в воздухе самолет-невидимку, то и на биологический «стелс» управа нашлась. С развитием современных технологий лабораторной диагностики стало возможным практически со стопроцентной вероятностью определять в организме наличие хламидии.
Покажи личико
Первая группа методов основана на визуальном определении дителя в мазке. Хламидия может спрятаться от иммунной системы, но от зоркого глаза лаборанта, особенно после специальной окраски, спрятаться не получается. Сначала хламидию искали под световым микроскопом, потом под люминисцентным (когда использовался специальный люминисцирующий краситель). Точность такого метода достигает 95 процентов, но, как всегда, имеется одно большое «НО».
Такая методика предусматривает взятие мазка, то есть материала из мочеиспускательного канала, шейки матки, а. Хламидия, как мы помним, обладает уникальными приспособительными механизмами, и в случае хронизации инфекции, может уходить в более глубокие слои слизистой, которые в к, естественно, не попадают. В результате получаем ложноотрицательный результат. Кроме того, может сработать пресловутый человеческий фактор — лаборант, особенно если это сотый или двухсотый к за день, может просто не заметить притаившуюся под дальней митохондрией хламидию, и результат опять будет отрицательным.
Наш ответ хламидии
Вторая группа методов основана на определении иммунного ответа организма — определение специфических антител к дителю. Здесь материалом для исследования служит уже кровь, и уж если антитела есть, то их найдут. Как бы долго не сидела хламидия в клетке, ей все равно придется оттуда вылезти, чтобы освоить новые просторы. И вот тут хоть несколько паразитов, но обязательно будут засечены иммунной системой. И начнется каскад иммунного ответа — с выработкой различных антител.
Не вдаваясь в подробности, можно отметить, что антитела бывают немедленного реагирования, но с наименьшей специализацией и отсроченного реагирования, которые вырабатываются через некоторое время, но с точным прицелом на конкретного дителя. По соотношению таких антител можно судить о конкретной стадии инфекции — то ли это первая встреча с хламидией, то ли активация ранее спавшего хронического процесса. Определяются антитела при помощи иммуноферментного анализа (ИФА), одного из самых точных методов современной лабораторной диагностики. Метод позволяет количественно измерить иммунный ответ и оценить эффективность лечения.
Здесь тоже есть свои подводные камни: иммуный ответ может запаздывать или просто отсутствовать из-за иммунодефицита, причем не обязательно, что это будет заболевание — например, во время ности у женщин происходит физиологическое снижение иммунитета. Точнее было бы сказать, что иммунный ответ все равно будет, но количество антител будет столь мало, что диагностическая система просто не сможет выловить их из крови.
Гражданка, предъявите ДНК
Третья группа методов — определение дителя в крови или в мазке при помощи полимеразной цепной реакции (ПЦР). ПЦР основана на определении в исследуемом материале целых молекул или фрагментов ДНК определенного дителя. Чувствительность современных систем — одна молекула, то есть точность определения — 100 процентов.
Но эффективность вычисления хламидии с помощью ПЦР зависит от целого ряда условий. Первый — это чтобы к был взят правильно, именно из тех закоулков, где живет дитель. То есть искать под фонарем только потому, что там светлее — бесполезно. к для исследования методом ПЦР должен брать опытный врач — уролог или гинеколог.
Вторая засада, которая поджидает охотников на хламидию — возможность загрязнения исследуемого материала генетическим «мусором», например, из воздуха, где присутствуют фрагменты ДНК хламидий других видов, а также низкое качество самих лабораторных образцов, использующихся для идентификации хламидии — так называемых праймеров. Но это от пациента уже никак не зависит, в современных лабораториях за этим следят очень тщательно. Тем не менее, возможность ложноположительного ответа остается.
Что выбрать?
Как видим, ни один из методов не совершенен, у всех есть свои плюсы и минусы. Отсюда напрашивается логичный вывод — чтобы быть уверенным, что в вашем организме не затаился зловредный биологический «стелс», необходимо комбинировать методы исследования. «Золотым стандартом» считается комбинация ИФА+ПЦР, поскольку один метод перекрывает слабые места другого. Ну и, конечно же, любые результаты ваших лабораторных исследований правильно сможет оценить только врач.
Си с фронтов
Основополагающий принцип медицины — «проще предупредить, чем лечить» — справедлив и для хламидиоза. Один раз воспользоваться резинаом гораздо проще, чем потом очень долго выгонять из своего организма на редкость живучую заразу. Медики разных стран по-разному пытаются решить эту проблему, например, в Швеции создана служба «резинаов по вызову». По телефонному звонку в любую часть города за вполне умеренную плату вам доставят пачку резинаов.
Британские медики настаивают на проведении массового скрининга населения, напоминая о том, что хламидиоз в подавляющем большинстве случаев протекает бессимптомно и приводит к стойкому бесплодию, особенно у женщин.
Даже президент США, страны, где в последнее время школьная программа уального просвещения сводится к пропаганде полного воздержания от уальных контактов, признал эффективность и необходимость применения резинаов как средства профилактики СПИДа и других заболеваний, передающихся ым путем.
Как бы то ни было, ситуация с хламидиозом как раз тот случай, когда резина может стать самым лучшим средством от головной боли. А если есть какие-либо сомнения в себе или партнере — проще потратить один день на диагностику и консультацию врача, чем потом всю жизнь разгребать последствия.
МедПортал