Коммунальные тарифы повышаются в 2,5-4 раза. Такого ещё не было – максимальные повышения никогда не превышали 100%-й барьер, чаще всего дело ограничивались 10-30%.
Удивительнее всего, что массовых протестов нет, люди ограничиваются лишь бурчанием да плевками в изображение Черновецкого. А ведь в Европе уличные акции вызывается даже незначительным повышением квартплаты.
Грядущее повышение тарифов в несколько раз многим кажется совершенно алогичным шагом, говорят даже о «геноциде». Несомненно, такая точка зрения также имеет право на жизнь. Но нынешнее повышение тарифов является объективным следствием развития рыночных отношений. Причин повышения видится две – социально-политическая и экономическая.
Социальная причина не лежит на поверхности, но она вскрывается посредством логического анализа ситуации. Действительно, не секрет, что в Украине в последние годы произошло резкое расслоение общества, выделилась прослойка очень богатых людей, а также сформировались крайне бедные слои населения. У первых - шокирующе дорогие автомобили, особняки, яхты и прочие предметы роскоши. Всё это, как правило, концентрируется в крупных городах. Богатые, поселившиеся в киевских, днепропетровских, донецких и др. городских районах, заинтересованы в наличии свободных помещений в имеющихся зданиях и земельных участков для возведения новых в ареале обитания. С другой стороны – первостепенную роль для них ают проблемы личной безопасности. Повышение квартплаты даже в 10 раз этих людей вряд ли пугает, если будет гарантировано обеспечение указанных ключевых потребностей. За это они готовы платить так же, как за обслуживание автомобиля, охрану и услуги чиновников.
С другой стороны, оставшаяся в городах с советских времен рабоче-крестьянская городская масса представляет очаг социальной напряженности и потенциальную опасность для новых жителей мегаполисов, а также для мировых структур и корпораций, имеющих интересы в Украине. Ведь малообеспеченные люди, для которых рост тарифов вообще неподъемен, будут протестовать, обращаться в суды, бастовать, а на бытовом уровне – бить стёкла машин и маркетов, манить и пить, нападать на «богатых детей». Разумеется, такое дополнение к процветающему бизнесу, да еще и в месте постоянного ания, не устраивает обеспеченные прослойки городов. И здесь они готовы идти на серьёзные компромиссы с властью, в том числе терпеть повышение тарифов до уровня, который приведет к выселению их малообеспеченных соседей.
Понятно, что поднятие тарифов в Кеве в 3 раза, в Днепропетровске – в 2 раза и т.д. приведёт очень скоро к колоссальной мации массы гоан – в лучшем случае в пригороды, а в худшем в депрессивные районы. Определённое количество обслуги городу все же нужно, поэтому скоро появятся гетто и «рабочие пригороды». Это общеевропейская и общемировая практика, и тем, кто мечтал идти в Европу, теперь незачем удивляться высокой квартплате. Таким образом, правительство в союзе с поддерживающим его бизнесом и чиновничеством решает сразу две задачи: снижение социальной напряжённости в непосредственной и к столице и другим мегаполисам и обеспечение личной охраны богатых людей на улицах. Заметим, что обе эти задачи в случае удачного прохождения инициативы с поднятием тарифов решаются без существенных затрат – не надо тратиться на особые патрули милиции в городе, на дежурство ОМОНа на площадях радом с палатками протестантов, на личную охрану, лишние домофоны и т.д. Незначительные затраты на противодействие отдельным протестам будут с лихвой компенсироваться утроенными поступлениями от платежей.
Если сейчас повышение тарифов все-таки состоится, кампанию по «депролетаризиации» бизнес-зон Киева и других мегаполисов можно считать в целом выанной, они начнут превращаться в бизнес-центры, очищенные от социально опасных элементов, которые, в свою очередь, вынуждены будут концентрироваться в гетто возле мегаполисов. Этот процесс уже идёт в Москве, Алма-Ате, столицах Прибалтики. Киев в этом плане явно подзадержался, что нервирует его обеспеченных жителей, не желающих жить в одном подъезде или на одной улице с «нищими» и «манами».
Вторая причина повышения тарифов – самоустранение государства от решения проблем социально-коммунального комплекса. Тенденция эта далеко не украинская, а общемировая, поэтому незачем рассчитывать на какие-то там Евросуды.
Жилкомхозяйство сейчас находится на краю пропасти, за которой – вал техногенных катастроф, которые (как видим по Алчевску или прорывам тепотрасс в Киеве и Львове) неумолимо наступают уже сейчас. Дотировать жилкомхоз сейчас правительство не хочет, мотивируя это тем, что цены не повышались с 1998-1999 гг. За это время, говорят чиновники, произошёл 3-4-кратный рост цен на топливо, 6-8-кратный рост цен на недвижимость, многократно девальвировался реальный курс гривны. Повышение цен заставит хозяев квартир инвестировать жилкомхоз, а заодно экономнее расходовать воду и энергию.
Следует отметить, что неприятные процедуры повышения цен переданы в ведение местных властей. Так что парламент и правительство вроде бы и ни при чём, а иногда даже позволяют себе снизойти до народа и запретить особо резкое подоание (как это делает сейчас Минюст в отношении Киеврады) – очень выгодная позиция.
Впрочем, наиболее вероятен такой сценарий: «два шага вперёд - шаг назад», когда правительство будет резко поднимать цены с тем, чтобы затем их опустить до четко рассчитанного уровня «под нажимом населения». Вероятно, очень скоро повышения начнутся не только в крупных городских агломерациях, но и в тихих и лояльных регионах Западной Украины.
Дмитрий Северин