Необходимость церковного брака
Брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному дению и христианскому воспитанию детей.
Православный катехизис.
Ныне, несмотря на повсеместное и массовое возвращение людей к Православию, к сожалению, часто приходится сталкиваться с довольно безразличным отношением современных христиан к церковному браку, нередко с полным непониманием его смысла и необходимости.
Согласно учению Церкви, брак есть установленное Богом таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на бракосочетающихся обязанность заботится друг о друге, как о самом себе, и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности. 19 веков христианский мир верил в брак как в таинство, признавал его обязательную силу, - и как мало было случаев к разводу между супругами, а о браке так называемом гражданском и помину не было. Сожительство без церковного благословения считалось величайшим преступлением, и лица, его допускавшие, подвергались укорам и презрению общества.
И вот в ходе гонений на Церковь в советское время церковный брак повсюду был вытеснен гражданским. Безбожное общество сформировало и соответствующее отношение к браку. Каков результат ? На наших глазах то муж оставляет свою жену, то жена бежит от мужа, - и эти картины ни у кого не вызывают удивления. А «свободный» (от всякой морали) Запад как бы говорит: это еще не предел, развод следует считать делом не только допустимым, но и полезным. “Неплохо бы раз в 7 лет менять прическу и мужа, - советуют своим клиенткам американские психологи, - это внесет новые ощущения в вашу жизнь ”.
В связи с этим возникает вопрос: содержит ли вообще в себе гражданский брак необходимые условия устойчивого счастливого брака ?
Чтобы брак, понимаемый в его истинном значении, мог быть действительно счастлив, для этого необходимо, чтобы встушие в брак постоянно сохраняли сознание его высокого достоинства и не упускали из виду прав и обязанностей, освященных браком. Это – взаимная любовь супругов и уважение, это – не ная любовь, скоро преходящая, а любовь, основанная на страхе Божием, любовь во образ Христа и Церкви, потому Апостол и призывает: «Мужие, любите своя жены, яко же и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню» (Еф. 5,25).
Таким образом, муж, по учению слова Божия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, т.е. любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее, любить и в том случае, если бы жена и не любила его, любить, чтобы своей любовью расположить ее к себе. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки.
С другои стороны, жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению слова Божия, мужу и дана власть, но на эту власть он должен смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для унижения жены, не для господства и владычества над нею, а для разумного, кроткого управления домом. Да и какой представляется у Апостола эта власть ?
Самой нежной, бескорыстной, благородной властью. И в самом деле, какая власть может быть чище и выше владычества Христа над Церковью? Какое отношение может быть возвышенней того, в каком находятся Христос и Церковь? Здесь теснейшее родство, полнейшее духовное единение, самое справедливое уравнение прав, какое только можно представить себе, не унижая власти и подчинения.
А в браке гражданском могут ли существовать подобные отношения между супругами неизменно, до конца жизни? Без сомнения, нет, - об этом можно судить по его хрупкости и легкости расторжения.Людям века сего известна лишь ь, понятно лишь увлечение, приятна одна чувственная любовь. Но минуты такой любви слишком коротки и мимолетны. И вот союз, лишенный главной скрепляющей его силы, распадается.
«От супружества – счастье временное и даже спасение вечное, - учил свт. Феофан Затворник. – Потому к нему приступать должно не с легкомыслием, но со страхом и остоностью. Добрым супружеством благословляет Бог. Потому: а) будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую ину, угодную Ему и спасительную тебе. б) Ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или ное блажничество, или корысть, или тщеславие; но – ту одну, какую Бог определил, - взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других. в) Когда нашел, прими как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовью, столько же и с почтением к сему дару.
Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно – телесному.Естественный союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь . . . Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству» («Начертание христианского нравоучения»).
Aminaods.