Ситуация с птичьим гриппом в России остается неспокойной — дикие птицы приспосабливаются к вирусу, не болеют, а становятся его носителями, что делает вспышки болезни непредсказуемыми, сообщил заведующий отделом зоонозных инфекций и гриппа ГНЦ вирусологии «Вектор» Роспотребнадзора Александр Шестопалов, передает «РИА «Новости».
«На сегодняшний день в России ситуация стабильная, но неспокойная. Зимой была вспышка птичьего гриппа в Ростовской области, затем был выявлен вирус на Дальнем востоке. Опасность H5N1 существует, так как в мире ситуация довольно напряженная, и самая опасная для нас соседняя страна — Китай», — сказал Шестопалов журналистам.
Последняя вспышка птичьего гриппа в России была зафиксирована в апреле на одном из частных подворий в приморском селе Воздвиженка. От болезни погибли десять птиц, взятые у них пробы показали штамм птичьего гриппа. По одной из версий, причиной вспышки могли стать дикие птицы, потрохами которых хозяин подворья кормил кур. Шестопалов отмечает, что одна из причин того, что Россия ненадолго забыла про птичий грипп — перестройка в популяциях диких птиц.
«Сейчас нет массовой гибели диких птиц от вируса, которую мы наблюдали в 2005 году. Они становятся клинически здоровыми носителями вируса, а это качественно иная ситуация», — сообщил ученый.
Он отметил, что с одной стороны риск заразиться от такой птицы не велик, так как она не гибнет, а с другой — птицы со скрытой формой вируса становятся опасны своей непредсказуемостью. Вспышка может произойти там, где ее никогда не было.
«Дело в том, что в природе постепенно все приходит в равновесие. Вся птица не может взять и погибнуть. Часть погибла, часть выжила и приобрела иммунитет, приспособилась. Соответственно, вирус переходит в скрытую форму — для природы это нормально, а для нас это лишняя работа. В этом смысле получается все гораздо сложнее и непредсказуемее», — сказал Шестопалов.
«Приходится отстреливать и анализировать материалы птиц во всех без исключения регионах. Теперь нужно проводить мониторинг там, где и вспышки никогда не было. Когда идет вспышка, там все ясно — птица гибнет, приехал, собрал образцы, принял меры. А когда вот такое затишье, но вирус в природе есть, то это сложнее», — говорит ученый. Он не исключил возможность вспышки птичьего гриппа этим летом как в Сибири, так и в других регионах России, но сообщил, что для этого необходимо сочетание нескольких факторов.
«Теоретически, при определенной ситуации складывания в мозаику объективных и субъективных причин могут быть локальные вспышки. Объективные причины — это засушливое лето, большое количество птенцов, «скученность» птицы, кормовая база и другие, а субъективные — это когда охотник принес домой дикую утку, а внутренности скормил собаке или цыплятам. Также это может быть контакт дикой и домашней птицы», — сказал Шестопалов. Защитить домашнюю птицу помогает вакцинация.
Он сказал, что гибель дикой птицы может произойти тогда, когда птицы-носители вируса встретятся с новой, «чистой» популяцией диких же птиц, которые ранее не встречались с вирусом.
«Вирус распространяется по всему миру. Ведущие российские специалисты по гриппу и эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что опасность заражения повышается», — добавил Александр Шестопалов.
Научно-методический центр по референс-диагностике и изучению высокопатогенных штаммов вируса гриппа созданного на базе ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора является головным учреждением Роспотребнадзора по обеспечению деятельности, направленной на научно-практическое решение проблемы совершенствования мер противодействия угрозе распространения высокопатогенных штаммов вируса гриппа.
Инф. glavred.info