Американские налогоплательщики будут оплачивать спасение идущих на дно банков и компаний — со второй попытки конгресс США таки проголосовал за «план Полсона», предусматривающий выделение $700 млрд на выкуп государством невозвратных долгов, в частности, ипотечных. Уходящий через несколько месяцев с поста президента Джорд Буш подписал план со словами: «Мы показали миру, что США стабилизируют свои финансовые рынки и сохранят лидирующую роль в мировой экономике». Но мгновенной реанимации не произошло — доверие к фондовому рынку США настолько упало, что даже в день долгожданного подписания «плана Полсона» торги на американских биржах закрылись падением котировок
Уже на следующий день после американского полупрорыва, в субботу, обсудили антикризисные меры и лидеры Евросоюза, правда, пока в узком кругу. В Париже собралась половина глав государств «Большой восьмерки» — британский премьер Гордон Браун, немецкий канцлер Ангела Меркель, президент Франции Николя Саркози и глава итальянского правительства Сильвио Берлускони. Лидеры стран, на долю которых приходится три четверти европейского ВВП, решили, что не будут создавать стабилизационный фонд в размере 400 млрд евро. Чиновники сошлись на том, что каждый член ЕС попытается решить свои проблемы самостоятельно. Евросолидарность ограничилась договоренностью координировать меры по оздоровлению экономики, чтобы не навредить соседям.
То, что у нас банки работают, кредиты скупо, но выдаются, а депозиты — привлекаются, явление временное, и худшее впереди, считают отечественные эксперты. «В Украине принятие «плана Полсона» приведет лишь к временному всплеску на фондовом рынке, который и до кризиса был мал, а стал вообще незаметным, — рассказал фондовый аналитик Леонид Карпенко, директор ИК «Универ Капитал». — Будет временный всплеск спекулятивного оптимизма в ценных бумагах, но скоротечный, и стратегический инвестор к нам не зайдет», пишет «Сегодня».
Причина в том, что «план» не вольет в нашу экономику прямых денег. «Он не станет для украинских компаний источником привлечения капитала — ни занимать деньги, ни обслуживать долг легче не будет, — считает Карпенко. — Из-за финансового кризиса у наших банков исчезла возможность брать деньги за границей, отсюда отсутствие ресурсов на ипотечном рынке, падение продаж автомобилей, сокращение потребкредитования (то есть банки теряют способность зарабатывать, чтобы отдавать проценты по привлеченным депозитам). Реальные последствия кризиса нам еще предстоит почувствовать. Нас ждут два тяжелых года — можно забыть о дешевых кредитах, грядет удорожание товаров, их замещение иностранными, остро встанет проблема безработицы». Но, по словам Карпенко, закончится все хорошо: в условиях кризиса украинская экономика вынуждена будет работать более эффективно и через года-два начнется рост: «Кризис — двигатель прогресса. И Украине он нужен».
Инф. for-ua.com