Правительства развивающихся стран вынуждены сотрудничать с Международным валютным фондом по двум причинам — из-за денег и из-за советов. Дело в том, что МВФ — это главная, авторитетная и признаваемая мировая организация. И ее оценка важна для национальных экономик.
Кто пишет условия
Мы должны сотрудничать с МВФ из-за признания, деньги от МВФ — это наше право. Мы не обязаны брать эти деньги, если наша экономика и банковская система того не требуют, а Национальный банк готов обеспечить стабильность гривни своими силами. На сегодня мы видим, что центральный банк не в состоянии это сделать. Введены ограничения по депозитам, по кредитованию. Поэтому то, что украинская власть берет деньги МВФ, — это правильно, потому что никто не предлагает дешевле. А 4% годовых — это все-таки дешевые деньги.
Правда, не обходится без казусов. Каждое правительство подает в МВФ красивые программы, но не всегда реально выполнимые. В МВФ говорят: «Вы молодцы, программы у вас хорошие и в экономике вы ориентируетесь». А потом, когда доходит дело до кредита МВФ, там вспоминают написанных нашими чиновниками программах и говорят, что теперь самое время выполнить программы, которые подавали. И наши чиновники сразу в шоке. Ведь они писали не для того, чтобы выполнить. Да, Украина зависит от выставленных нам МВФ условий, но они разработаны нашими чиновниками.
Кредитная история
Украина раньше брала кредиты у МВФ. Потом не было такой необходимости. Впоследствии перешли на заимствования на рынке финансовых ресурсов. Сейчас такие заимствования невозможны, никто деньги не даст, рейтинги падают, и все будет очень дорого. И никакие деньги на мировом рынке мы под 4% годовых не получим.
МВФ советует классический вариант перехода к рыночной экономике. Дело каждой страны доказать МВФ, какие национальные особенности нужно учесть.
Александр РЯБЧЕНКО, директор Международного института приватизации, собственности и инвестиций
Инф. delo.ua