Автоимпортеры планируют полностью прекратить импорт новых автомобилей в Украину в ответ на возможное продление 13-процентной надбавки к таможенной пошлине. В результате многие зарубежные производители могут переориентироваться на "более предсказуемые и лояльные" страны Европы и СНГ. Об этом заявил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.
Как передает корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, к такому "бойкоту" автодилеров подтолкнули рекомендации правительству и парламенту, утвержденные в ходе "круглого стола", проходившего в Комитете ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства с участием автопроизводителей.
"Решениями, принятыми в ходе "круглого стола", предпринимателям Украины дали "пощечину". После введения 6 марта 13-процентной надбавки к ввозной пошлине, автоимпортеры наложили мораторий на ввоз автомобилей до момента истечения срока временной надбавки (изначально период действия надбавки был установлен на 6 месяцев, до 6 сентября, - ред.). После этой даты мы планировали возобновить импорт и начать ввоз автомобилей", - пояснил О.Назаренко.
По его словам, до проведения "круглого стола" импортеры были уверены, что указанная надбавка продлена не будет, что подтверждалось соответствующим поручением Премьер-министра Украины. Вместе с тем, Комитет ВР, который, подчеркивают дилеры, должен защищать предпринимателей, рекомендует продлить действие надбавки.
"Сейчас все импортеры считают, что надбавка к пошлине будет продлена, и планируют полностью прекратить импорт автомобилей в Украину, переориентировавшись на более предсказуемые и лояльные страны Европы и СНГ. Такие решения будут приниматься не в украинских представительствах, а в центральных офисах компаний. При этом автосалоны в Украине будут частично содержаться за счет сервиса", - рассказал директор ВААИД.
"Мы физически не сможем завозить автомобили, потому что не получим их от заводов-производителей, которые боятся сотрудничать с таким нестабильным государством как Украина", - добавил О.Назаренко.
По данным О.Назаренко, представительство BMW уже отказалось от зарезервированного для ввоза в Украину заказа автомобилей, который был переориентирован в Белорусь, Казахстан, страны Прибалтики.
Кроме того, как отметил президент ВААИД Станислав Щербина, в случае, если ситуация на рынке не изменится, импортеры не исключают вариант поставок в Украину автомобилей, произведенных на российских автозаводах, на которые действие 13-процентной надбавки не распространяется. "Россия готова нам предоставить любые марки автомобилей", - подчеркнул С.Щербина.
Импортеры считают, что сегодня только правительство может спасти ситуацию, отменив таможенную надбавку.
По словам генерального директора "Авто Интернешнл" Елены Дуниной, только в марте 2009 года импорт товаров, на которые распространяется действие 13-процентной надбавки, уменьшился более чем в 7 раз, а потери бюджета за этот период составили около 400 млн.грн. Так, за март-апрель импорт по товарной группе 8703 "Автомобили легковые и другие моторные транспортные средства" сократился в 27 раз, сообщила Е.Дунина.
Вместе с тем, отмечают импортеры, за 5 месяцев текущего года авторынок Украины был отброшен на 5 лет назад. Общий объем продаж новых авто сократился почти в 5 раз в сравнении с аналогичным периодом 2008 года.
По данным "Авто Интернешнл", в мае в Украине было продано 12 тыс. 723 автомобилей (в мае 2008 года - 50 тыс. 77), а за январь-май - 71 тыс. 165 авто (за 5 месяцев 2008 года - 263 тыс. 459).
Напомним, с 6 марта вступил в силу Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом", которым была введена 13% надбавка к таможенным ставкам ввозной пошлины, сроком до 6 сентября 2009 года.
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что выступает за отмену этой надбавки, так как ее введение противоречит нормам ВТО. 18 марта Кабмин принял постановление, которым отменил надбавку на импортные товары. Однако ее сняли со всех товаров, кроме легковых автомобилей и холодильников.
В среду, 10 мая, в рамках "круглого стола" под эгидой Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства, представители украинского авторынка и народные депутаты разработали ряд мер, которые призваны спасти отечественный автопром в условиях кризиса.
Помимо просьбы о продлении 13-процентной надбавки к пошлине, представители автопрома просят у правительства и депутатов налоговые льготы, кредиты и субсидии.
Денис КАЦИЛО
ЛІГАБізнесІнформ