Парадокс грузино-осетинского конфликта состоит в том, что с одной стороны Россия вышла победителем на внешнеполитической арене, а финансовая помощь западных стран для Грузии помогла ей пережить экономический кризис.
Через год после войны в Грузии складывается парадоксальная картина. Россия вышла победителем из дипломатического противостояния со всем миром. А помощь в размере $4,5 млрд потерпевшей поражение Грузии оградила страну от негативного влияния глобального экономического кризиса.
Сводки новостных лент последних дней выглядят так, будто Россия и Грузия решили напомнить миру о событиях годичной давности. Но сегодня эти воспоминания приводят к интересным выводам. Год назад все говорили о трагическом исходе войны для экономики Грузии и о том, какое несветлое будущее ждет Москву - России прочили международную изоляцию. Но спустя год все оказалось наоборот. В дипломатической борьбе Москва стала победителем. Правда, неплохое утешение за проигрыш в войне - в дипломатической битве за право вернуть Абхазию и Южную Осетию в свой состав - получил и Тбилиси. Военные действия прошлого года стали причиной того, что в то время как весь мир переживает тяжелейшую рецессию, экономика Грузии сумела избежать жесткой посадки. Как такое возможно?
Несбывшиеся угрозы
"Москва в гораздо большей степени почувствует гнев западных стран, чем Советский Союз, вторгшийся в 1968 году в Чехословакию", - сотрясали угрозами воздух чиновники в Вашингтоне год назад - сразу после того, как между Грузией и Россией разгорелся вооруженный конфликт. Президент Саакашвили, не в силах смириться с происходящим, обещал, что за свое вторжение в Грузию Москва поплатится ролью на международной арене. Но сегодня, спустя год после войны, можно смело сказать, что в дипломатическом плане проиграла не Москва, а Тбилиси - причем по всем направлениям.
Определенные проблемы у Москвы, конечно, возникли. Сразу после войны Вашингтон объявил об отказе проводить совместные с Россией военно-морские учения Альянса. И намекнул, что не прочь пересмотреть формат российского участия в ВТО, Организации экономического сотрудничества и развития и "Большой восьмерке". Но сегодня уже никто не говорит о том, чтобы не пустить Москву в ВТО, и тем более выгнать ее из клуба G8, который расширился до G20. А США менее чем через год после августовских событий "забрали свои слова обратно" и согласились возобновить полноценное военное взаимодействие с Белокаменной. Брюссель также забыл об изоляции Москвы в связи с глобальной рецессией - Россия слишком велика, чтобы можно было не позвать ее на саммиты "Большой двадцатки" - лидеров крупнейших экономик мира. Позицию Белого дома подкорректировал переход кресла американского президента к Бараку Обаме - он отказался говорить о сферах влияния, продолжении холодной войны и даже лично отправился в Москву, чтобы "перезагрузить отношения".
Другими словами, Москве, Брюсселю и Вашингтону понадобилось меньше года, чтобы забыть прошлогодний период бурного недовольства друг другом. И чтобы добиться этого, Москве вовсе не пришлось отказываться от своих прошлогодних "завоеваний" - южно-осетинской и абхазской квазинезависимости. Несмотря на призывы Саакашвили, эти республики по-прежнему живут отдельной от Грузии жизнью. И сегодня уже не просто просят мир о признании их независимости - они уже шантажируют. Обещают, что в противном случае они просто войдут в состав России.
Наконец, президент Саакашвили лелеял еще одну дипломатическую надежду - на то, что война с Россией заставит НАТО ускорить процедуру принятия Тбилиси в свои ряды. Но и здесь грузинский президент просчитался: горячий конфликт не приблизил, а наоборот - отдалил перспективы членства его страны в Альянсе. А новый генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, едва заняв свою должность, и вовсе заявил, что Грузия, как и Украина, не готова к членству в НАТО. Впрочем, если сегодня оппоненты начнут упрекать президента Саакашвили в поражении на дипломатическом фронте, у него в споре будут против них аргументы.
Грузия пережила кризис благодаря войне
Проигрыш в дипломатическом плане Михаил Саакашвили смог превратить в чистый выигрыш в плане экономическом. После окончания военных действий на ее территории Грузия получила объем финансовой помощи, который помог грузинской экономике пережить нынешний кризис куда легче, чем окружающим ее странам.
Только прямые убытки от военных действий Тбилиси оценил в $1 млрд. Ущерб, который экономика Грузии понесла в результате войны косвенно, был еще больше. Война заставила сомневаться в завтрашнем дне грузинских покупателей, ухудшив потребительские настроения среди граждан. Боевые действия отпугнули энергетических партнеров Грузии: Азербайджан и Казахстан прекратили экспорт своей нефти через грузинские порты, мотивируя это сложной ситуацией в зоне грузино-осетинского конфликта. В числе других "пострадавших" - туристический и строительный сектор (население перестало покупать квартиры ввиду неопределенности будущего своей страны). Наконец, российско-грузинское военное столкновение испугало инвесторов. Одни из них заморозили реализацию своих проектов в стране. Другие пошли по примеру Казахстана, отказавшегося от строительства в грузинском порту Поти крупнейшего зернового терминала, и просто покинули грузинскую экономику. В результате, по подсчетам Тбилиси, косвенные потери Грузии от войны составили $1,5 млрд.
Другими словами, экономический ущерб, нанесенный его государству, оказался настолько велик, что у Михаила Саакашвили вряд ли был другой путь, кроме как призвать на помощь для восстановления страны все международное сообщество. И этот призыв неуслышанным не остался. 22 октября прошлого года для обсуждения возможностей предоставления финансово-экономической помощи Грузии после войны на Международную конференцию доноров в Брюссель приехали лидеры 67 государств. И когда Бенита Ферреро-Вальднер, комиссар ЕС по внешним связям, закрывала конференцию, она честно призналась, что ее результаты превзошли все ожидания. По итогам встречи вместо требуемых $3,2 млрд. (во столько оценила ущерб Грузии от войны комиссия Всемирного банка и ряда других организаций) участники конференции решили выделить Тбилиси $4,5 млрд. - по $1 тыс. на каждого из 4,5 млн. жителей Грузии. Видимо, не будучи в состоянии отстоять перед Россией интересы Грузии в дипломатическом плане, мировые государства решили искупить свою вину в экономическом отношении и пообещали предоставить Грузии помощь на треть больше, чем составил тот ущерб, который она понесла по самым полным подсчетам. Эти средства страны-доноры решили направить на восстановление грузинской транспортной и энергетической инфраструктуры, возврат к стремительному экономическому росту и главное - на решение жилищного вопроса для беженцев - всех тех, кто был вынужден покинуть свои дома в связи с боевыми действиями.
Правда, только половина этих средств - $2 млрд. - должны быть предоставлены Тбилиси в виде грантов. Еще $2,5 млрд. - в виде долгосрочных льготных кредитов. Попасть в казну Грузии все эти деньги должны на протяжении трех лет. По словам Гоги Меликидзе, управляющего директора компании "Галт энд Таггарт Секьюритиз (Грузия)", к концу 2008 года на руках у Тбилиси было уже $900 млн. обещанных денег. И помощь, предназначенная для преодоления последствий войны, оказалась как нельзя кстати, когда до Грузии докатился мировой финансовый кризис.
Две помощи доноров
Прошлогодняя лихорадка на мировых финансовых рынках усилила "пораженческие" настроения инвесторов. Испуганные войной в августе прошлого года, с разгаром кризиса - после краха Lehman Brothers - многие инвесторы и вовсе решили свернуть деятельность на быстрорастущих рынках, к которым относилась и Грузия с ее 12% роста ВВП до войны. По данным Банка Грузии, в первом квартале 2009 года объем ПИИ в Грузию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 77%.
А между тем именно иностранные инвестиции были одним из существенных источников экономического роста страны. Отток инвесторов и снижение из-за кризиса на мировых рынках денежных переводов (снизились на 65% в первой половине 2009 года по отношению к первой половине 2008-го) усугубили ситуацию с дефицитом счета текущих операций. А это, в свою очередь, усилило для Грузии финансовые риски.
Наконец, мировой финансовый кризис еще больше усложнил работу банков. Правда, в целом финансовая система Грузии до сих пор развита относительно слабо. "Несмотря на впечатляющие темпы развития, она пока мало интегрирована в мировую финансовую систему", - говорит Венла Сипила, главный экономист по Европе и странам СНГ исследовательского центра Global Insight. Поэтому прямое воздействие кризиса на грузинские финансовые учреждения в вопросе рефинансирования их займов было невелико. Но все же прошлой осенью был момент, когда банки на некоторое время почти перестали кредитовать население и экономику. "До августовских событий грузинские банки были одними из лучших в Восточной Европе, - говорит Томас Любек, представитель IFC в Закавказском регионе. - Но после конфликта, вследствие оттока депозитов, банкам была нужна поддержка в виде дополнительного капитала и ликвидности". А найти капитал на переживающих кризис мировых рынках стало очень сложно, и финансовая стабильность Грузии пошатнулась.
Неизвестно, как бы складывалась ситуация в грузинской экономике во всех этих аспектах, если бы не Международная конференция доноров. Помощь, предоставленная иностранными государствами, неплохо нивелировала кризисные риски для Тбилиси.
Первую помощь финансовой системе Грузии предоставили всего через несколько недель после войны. В середине сентября Тбилиси получил $750 млн. в качестве кредита stand-by от Международного валютного фонда. "Тогда МВФ провел самую быструю сделку в своей истории и предоставил Грузии кредит, втрое превышающий квоту фонда для этой страны, с одной лишь целью - обеспечить стабильность международных резервов Грузии", - говорит Гога Меликидзе. Для частных банков Грузии "врачом скорой помощи" оказалась Международная финансовая корпорация (IFC). В рамках программы поддержки финансового сектора Грузии за последний финансовый год (1 июля 2008 г. - 30 июня 2009 г.) она предоставила финансирование в размере $215 млн. трем системообразующим частным банкам. "Грузинский банковский сектор был небольшим, и международные финансовые институты совместно смогли предоставить ему системную помощь, - говорит Томас Любек. - Это один из наиболее ярких примеров системной поддержки финансового сектора в рамках одной страны".
В целом же предоставление $4,5-миллиардной финансовой помощи Тбилиси стало хорошим "успокаивающим" для иностранных инвесторов. Тем более что и помимо этой помощи ряд международных финансовых институций, по словам Меликидзе, начали агрессивно инвестировать в грузинскую экономику, особенно - в сферу инфраструктуры. IFC, к примеру, "занялась" инвестированием в развитие транспортной и торговой инфраструктуры Грузии. Инвесторы просто не смогли не поддаться искушению вернуться в страну, в экономику которой вливается столько денег.
Все это дало Тбилиси возможность удержать экономику государства от почти свободного падения - такого, какое переживает сегодня Украина. "В прошлом году грузинская экономика выросла на 2,1% в реальном измерении, в то время как ожидалось, что по результатам 2008 года рост составит не больше 1%, - приводит пример Меликидзе. И добавляет: сегодня экономика Грузии находится в куда лучшем состоянии, чем экономики других стран, в том числе и ее ближайших соседей. Правда, Тбилиси до сих пор не сумел до конца решить всех проблем с дефицитом текущего счета Грузии. Не так давно он запросил у МФВ очередную помощь в вопросе предоставления финансирования для покрытия предстоящих в 2009-2011 годах выплат по внешним заимствованиям. Но это вряд ли помешает ему показать позитивную динамику роста ВВП в текущем году. Так, по прогнозам "Галт энд Таггарт Секьюритиз (Грузия)", рост экономики в 2009 году составит 1,5% (хотя премьер-министр Грузии Ника Гилаури настроен пессимистичнее, "обещая" спад на уровне 1,9%).
Конечно, списывать эти успехи только на помощь других государств не следует. К началу военных действий и кризиса Тбилиси наработал неплохой запас прочности своей экономики. Низкий уровень коррупции, скромный, как по мировым меркам, государственный долг - 29% ВВП в 2008 году (хотя еще в 2003-м он составлял 56%). Наконец, главной гордостью Тбилиси является чрезвычайно низкая налоговая нагрузка - согласно Forbs misery index, Грузия - четвертая (после Катара, ОАЭ и Гонконга) в списке стран по уровню налоговой нагрузки в мире.
И тем не менее эксперты единогласны: если бы не послевоенная помощь других государств, Тбилиси сегодня не смог бы хвастаться такими красивыми (на фоне остальных) показателями статистики. "Не получи Грузия международной помощи (или получи ее позже), макроэкономическая картина этой страны не была бы в такой хорошей форме сегодня", - говорит Гога Меликидзе. А Томас Любек добавляет: при ВВП в $13,28 млрд. в 2008 году $4,5-миллиардную помощь международного сообщества действительно можно рассматривать как своеобразную "подушку безопасности", которая оказалась "под рукой" у Грузии в условиях глобального экономического кризиса.
Дария Рябкова
Инф. delo.ua