Госфинуслуг совместно с организациями страховщиков начала разработку единых стандартов для массовых видов страхования.
Уже к концу сентября стандартные условия должны утвердить для полисов КАСКО. «Уже к концу сентября предоставим их в Госфинуслуг, НБУ и Антимонопольный комитет», — сообщил «ДЕЛУ» заместитель генерального директора Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.
Как объяснил Залетов, стандарты будут представлять краткий свод правил и условий, которым должны будут строго соответствовать все унифицированные договоры по массовым видам страхования. «К примеру, по КАСКО в стандартах будет описан типовой набор условий: сроки рассмотрения дел и выплат, исключения, при которых страховку не платят, диапазон стоимости полиса, а также предельные размеры комиссионных, франшиз», — объясняет страховщик. Если же общие условия клиента не устроят, он сможет купить индивидуальный полис, которыми страховщики будут торговать наряду с унифицированными. Правда, такая страховка будет стоить дороже.
В однотипности сила
Стандарты направлены на то, чтобы оградить клиентов страховых компаний от «уловок», которые иногда используют страховщики для завышения стоимости полисов или отказа в выплате по страховому случаю. «Купив стандартизированное КАСКО, клиент точно будет знать, на что он может рассчитывать, и не опасаться, что где-то в договоре есть подвох», — говорит первый заместитель главы Госфинуслуг Сергей Корень.
По утверждению Залетова, унифицированные условия страхования могут оказаться выгодными и для страховщиков: они помогут им избавиться от таких проблем как непомерные комиссионные платежи банкам (по ряду банков они достигают 70% от стоимости страховки каждого заемщика), неоправданное занижение цен и завышение стоимости обслуживания на СТО. Так как все предельно допустимые нормы будут прописаны в стандартах.
Стандарты вместо Правил
Инициатива создания единых стандартов исходила от страховщиков. Принять стандарты для массовых видов страхования игроки рынка предложили регулятору вместо Типовых правил, разработку которых Комиссия начала еще в мае этого года, но так и не закончила. Как сообщало «ДЕЛО» (№73 от 15.05.09 г.), регулятор намеревался в июне этого года принять Типовые правила для массовых видов страхования, чтобы компании на их основании продавали одинаковые полисы.
Однако страховщики, посчитав, что трудоемкий и длительный процесс создания Типовых правил в кризисное время мало поможет рынку, убедили регулятора вместо правил разработать стандарты. «По сути, это то же самое. Но документ получится не на 200 страницах, как Типовые правила, а на 3-4», — уверяет Александр Залетов.
НБУ может быть против
На рынке опасаются, что преградой на пути внедрения стандартов может оказаться Нацбанк. «Сомневаюсь, что НБУ прислушается к мнению страхового рынка и Госфинуслуг и поддержит введение стандартов в страховании заемщиков, — говорит гендиректор СО «Ильичевское» Юрий Гришан. — Ведь банки в таком случае могут потерять прибыль от завышенных комиссионных».
Правда, такого мнения придерживаются не все. Отдельные эксперты утверждают: даже после введения стандартов банки смогут сохранить свои заработки. «Я знаю как минимум четыре способа, по которым банки могут взимать комиссионные со страховщиков, не относя их к агентскому вознаграждению, — говорит предправления Украинской страховой группы Павел Нельга. — Например, это может считаться вознаграждением за маркетинговые услуги или отчислением за расчетно-кассовое обслуживание».
Татьяна Павлюченко
Инф. delo.ua