С началом осени спрос на услуги туркомпаний по организации деловых поездок оживился. Но наибольшей популярностью по-прежнему пользуются эконом-предложения.
По данным профильных туристических компаний, спрос на услуги по организации деловых поездок по состоянию на сентябрь на 15-20% выше, чем в весенний период, а вот заказов на организацию мероприятий больше не стало.
Как бизнес экономит на мероприятиях
Осеннее оживление рынка business travel операторы связывают в первую очередь с активизацией бизнес-сектора. «Деловые поездки являются неотъемлемой частью бизнес-процесса, поэтому даже в кризисное время полностью отказаться от командировок компании не могут», — говорит Владимир Волошин, директор компании «BCD Travel Телехаус Киев». По его словам, больше стали ездить за рубеж и по Украине сотрудники компаний, занятых в торговом, финансовом и IT-секторах.
Наиболее сложным периодом для операторов делового туризма стали летние месяцы, на которые традиционно приходится период отпусков. «С началом осеннего сезона спрос на услуги повысился, возросло количество как текущих заказов на организацию командировок, так и заказов на организацию бизнес-мероприятий. Частично оживление в начале сентября обусловлено и началом выставочного сезона», — утверждает Лариса Скрипка, начальник отдела маркетинга компании «Нью Лоджик».
Кроме того, немного оживились компании среднего и малого бизнеса. Прошлой осенью некрупные фирмы практически полностью отказались от поездок за рубеж на выставки и конференции. Сейчас спрос с их стороны увеличивается.
Туристические компании отмечают, что спрос на организацию корпоративных мероприятий остается крайне низким. «До кризиса бизнес-поездки занимали примерно 70% объема делового туризма, а остальные 30% приходились на групповые корпоративные мероприятия. Сейчас доля мероприятий в общем обороте не превышает в лучшем случае 10% при одновременном сокращении емкости рынка», — констатирует Владимир Волошин.
Многие компании, которые в докризисные времена организацию командировок поручали профильному туристическому агентству, теперь бронированием отелей и билетов на авиаперелет занимаются самостоятельно.
Организовывая групповые выездные корпоративные мероприятия или туры, компании также сильно экономят. При организации конференции запрашиваются более дешевые гостиницы, сокращается количество участников, выбираются более экономные варианты питания.
По оценке Владимира Волошина, докризисный объем украинского рынка делового туризма составлял $0,5 млрд. Глава ассоциации делового туризма Вадим Грабарчук рассказал, что количество заказов по сравнению с прошлой осенью сократилось на 30-35%, а рынок делового туризма в деньгах упал вдвое.
самолет фотоКонсолидация рынка
На рынке делового туризма до кризиса работало более 200 компаний. Лидерами выступали международные сетевые компании, такие как American Express, Carlson Wagonlit Travel, BCD Travel, Hogg Robinson Group. На долю 10 сетевых операторов ориентировочно приходилось 50% рынка. На данный момент, по подсчетам Ларисы Скрипки из «Нью Лоджик», десятка наиболее крупных business travel операторов держит 70% рынка деловых поездок (в денежном выражении).
Консолидация рынка происходит в первую очередь из-за того, что на данный момент заинтересованы в услугах делового туризма в основном крупные отечественные и международные компании, которые не пойдут к мелким локальным туроператорам. «В условиях кризиса корпоративные клиенты все более щепетильны при выборе business travel оператора. Как правило, помимо низких цен, клиент заинтересован в отсрочке платежа, то есть агентство должно кредитовать клиента своими средствами, что не под силу мелким компаниям», — поясняет Лариса Скрипка. По ее словам, хотя многие из мелких локальных компаний еще существуют, значительно сократив свои расходы на персонал и содержание офисов, полноценно функционируют из них лишь единицы.
Уход небольших туркомпаний также связан с достаточно невысокой рентабельностью этого бизнеса. «В сфере делового туризма стандартная рентабельность до кризиса редко превышала 5-7%. На данный момент она составляет около 3%, — говорит Владимир Волошин. — Получается, что сохранение минимальной рентабельности в области business travel возможно только за счет высокого оборота».
С другой стороны, опрошенные «ДЕЛОМ» участники рынка делового туризма сомневаются, что сложившейся ситуацией воспользуется кто-либо из лидеров рынка, значительно увеличив собственную долю. «Международные сетевые операторы вряд ли будут вкладывать большие деньги в развитие украинского представительства. Инвестировать в Украину западные компании побаиваются», — считает Владимир Грабарчук.
Крупный клиент — на вес золота
В условиях уменьшения потока клиентов профильные компании вынуждены проявлять большую лояльность к заказчикам, предлагать разные бонусные программы и акции.
К примеру, компания «Обрий Инк.» (официальный представитель American Express в Украине) в период кризиса активизировала сотрудничество с бюджетными авиакомпаниями. Таким образом, клиенту предлагается более дешевый вариант перелета.
Также туркомпании фиксируют размер сервисных сборов на свои услуги в гривнях, зачастую на уровне прошлого года. До кризиса агентский сбор туркомпании, к примеру, за бронировку авиабилета, привязывался к валюте.
Предлагают туркомпании и скидки при оформлении комплексного пакета услуг. То есть, если клиент заказывает полный комплекс услуг по организации мероприятия или деловой поездки, то он экономит на стоимости каждой услуги.
Чтобы удержаться на рынке, компании будут и дальше демонстрировать повышенную лояльность к клиентам.
Рынок делового туризма можно условно поделить на две сферы — сфера business travel (деловые поездки) и MICE (организация разного рода групповых мероприятий и корпоративных туров, поощрительных поездок для сотрудников).
Татьяна Недоризанюк
Инф. delo.ua