Самой доходной компанией по итогам первой половины 2009 года стал НАК "Нефтегаз Украины", самой прибыльной - "Киевстар". Таковы результаты украинского бизнес-рейтинга "ТОП-100. Крупнейшие компании Украины", который составлен издательством "Экономика".
Как пишет газета "Дело", суммарный доход предприятий, вошедших в первую сотню, по итогам первого полугодия 2009 года достиг 334 млрд.грн. Это 85,5% от номинального ВВП Украины за этот период.
"Треть от этой суммы приходится на нефтегазовый сектор, 20% - на металлургию и около 18% - на энергетику. При этом в сравнении с прошлым годом металлургия уменьшила свою доходность на 40%, нефтегазовый сектор ужался на 4,5%, а энергетика выросла. Правда, всего на 4%. Зато существенный рост показали пищевая, табачная отрасли, а также розница и фармацевтика. Даже в условиях кризиса они существенно (на 20-50%) нарастили свою доходность", - отмечает издание.
Самой доходной компанией, согласно данным журнала "ТОП-100", стала НАК "Нефтегаз Украины". По результатам первого полугодия выручка компании превысила 42 млрд.грн. Впрочем, это не помешало украинскому газовому монополисту завоевать статус и самой убыточной компании. В графе "чистая прибыль" значится около 2 млрд.грн. со значком минус. Статус самой прибыльной компании получил "Киевстар". За первое полугодие мобильный оператор заработал 2,1 млрд.грн., при этом чистый доход компании составил 5,7 млрд.
В нефтегазовом комплексе первое полугодие было наиболее успешным для компаний, которые занимаются добычей и торговлей газом - практически все операторы этого рынка показали положительную динамику роста доходности по сравнению с январем-июнем 2008 г. Увеличить доход компаниям позволило подорожание "голубого" топлива.
Противоположная ситуация у нефтетрейдеров - по сравнению с прошлым годом практически все показали минус либо минимальный рост. Так, единственный из "ТОП-100" нефтетрейдер, который нарастил в январе-июне чистый доход, это "Лукойл-Украина" - рост составил 0,1%. И хотя так же, как и газ, нефтепродукты в этом году дорожали, тем не менее темпы сокращения их потребления оказались еще выше, что и стало причиной сокращения доходности.
Аналогичная ситуация и у металлургических компаний, которые в первом полугодии 2009 года сократили доходность на 38,41%. В целом для металлургов ситуация уже более года стабильно плохая - на внешних рынках спрос на металлопродукцию остается низким, внутренний же рынок и вовсе практически ничего не потребляет.
Среди крупнейших предприятий отрасли больше всего доходность в январе-июне этого года упала у подконтрольного Владимиру Бойко Мариупольского меткомбината им. Ильича - на 60,5%. Причиной этого стало падение спроса на внешних рынках на основной продукт комбината - плоский прокат, который используется в машиностроении.
Не намного лучше ситуация была и на крупнейшем метпредприятии страны, принадлежащем индийскому миллиардеру Лакшми Митталу, - "АрселорМитал Кривой Рог" (чистый доход в I полугодии упал на 52,4%). Криворожский комбинат подвели в первую очередь строители, которые последнее время сократили либо и вовсе прекратили закупки арматуры - профильного продукта предприятия.
В минус ушли и другие представители металлургической отрасли - производители труб. Единственной компанией, которая сумела, причем значительно - на 157,9% увеличить за первые6 месяцев 2009 года чистый доход, стал Харцызский трубный завод, входящий в структуру холдинга "Метинвест". Обеспечить себе завидное положение в отрасли заводу позволило участие в строительстве газопровода Средняя Азия - Китай: компания победила в тендере на поставку труб для одного из участков проекта (Узбекистан - Казахстан).
Среди энергетиков доходность выросла у компаний, которые занимаются дистрибуцией, а также производством электроэнергии на гидро и атомных электростанциях.
Среди машиностроителей первое полугодие 2009 года было успешным для компаний, производящих оборудование, которое используется в топливно-энергетическом комплексе - все крупные предприятия энергетического машиностроения показали плюс по сравнению с I полугодием 2008 г.
Производителям же транспортной техники повезло намного меньше. А точнее, вообще не повезло - падение доходности компаний в январе-июне в этом сегменте отрасли составило от 40% до 94%.
Достаточно успешно переживает кризис пищевая промышленность - за первые 6 месяцев 2009 года компании этой отрасли увеличили доходность в среднем на 46%. Нет повода жаловаться на жизнь и у представителей смежной сферы деятельности - розничного продуктового ритейла (доходность компаний в январе-июне выросла на 26,6%).
Устойчивый иммунитет в условиях кризиса в первом полугодии 2009 года показал рынок телекоммуникаций (доходность компаний, работающих на этом рынке, в среднем за полгода выросла на 3,2%). Тем не менее крупнейшие украинские операторы мобильной связи "Киевстар" и "УМС" (ТМ "МТС-Украина") показали отрицательную динамику роста доходности за этот период (-7,1% и -8,9% соответственно).
ЛІГАБізнесІнформ