В случае подписания договора о зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом отечественным производителям придется изменять около 2 тыс. названий продуктов, права на которые принадлежат европейцам.
«Мисливські ковбаски», пицца, коньяк и давно привычный украинскому потребителю йогурт могут исчезнуть с прилавков. На их место претендуют подкопченные колбаски, итальянский пирог, бренди и кисломолочный продукт. И это не шутка. Тотальный ребрендинг может ожидать Украину в случае, если она безоговорочно согласится на требования Евросоюза при подписании договора о зоне свободной торговли. Поиском компромисса в этом спорном вопросе сегодня займутся чиновники. В Киеве пройдет тринадцатый саммит Украина — ЕС.
Перечень продуктов, судьба которых зависит от двухстороннего переговорного процесса чиновников, насчитывает около 2 тыс. наименований. Это товары, которые производятся в Украине, но их названия запатентованы другими европейскими странами. «Запрет использования тех или иных названий со стороны ЕС — это очень сложный вопрос», — признается директор департамента развития аграрного рынка Минагрополитики Анатолий Розгон. Чиновник отметил, что вопрос использования названий для пищевой продукции будет решаться в отдельном формате, чтобы не тормозить общий переговорный процесс.
Проблема географического ребрендинга возникла в 2005 году, когда в Европейском Союзе стартовала кампания по утверждению брендов по географическому происхождению. Список запатентованных географических продуктов в большей мере пестрит алкогольными названиями. Минимум 35 европейских городов и провинций считают, что производители из других стран незаконно используют их законные географические названия: Бордо, Бургунь, Шабли, Шампань, Коньяк, Граппа, Шерри, Горгонзола, Моцарелла, Нефшатель, Рокфор и другие. Однако самыми спорными являются Шампань и Коньяк. Европейцы считают, что исторически продукты, происходящие из определенных географических регионов, имеют особые качественные черты, которые не могут повторяться при производстве в других странах. «Сменить название «коньяк» на «бренди» — не проблема. Но как будет называться коньячный спирт после подписания соглашения? А у нас сейчас на 15-летней выдержке находится спирт, по документам он коньячный. Что делать, выливать?» — возмущается директор Союза оптовиков и производителей алкоголя и табака (СОВАТ) Владимир Демчак.
Пицца только для итальянцев
Многие европейские государства пошли иным путем: патентуют продукты вне привязки к географическому названию, а к историческому началу производства. Так, поляки добились права собственности на названия «водка», «мисливські ковбаски», «шинка». Итальянцы — на «латте», «пицца», «пармезан», «салями», «спагетти». Сыр фета, согласно патентам, может производиться только в Греции, сыр чеддер — в Великобритании, портвейн — в Португалии, йогурт — в Болгарии. Встречаются и спорные вопросы созвучности украинской торговой марки с европейским географическим обозначением, как например ТМ «Котнар» и Cotnari. «Запрет использовать название «спагетти» — это шутка. Спагетти не связаны только с Италией, с одним районом или городом. Можно понять, что есть один лишь рокфор в мире — во Франции. Но спагетти производит не одна страна в мире!» — говорит совладелец компании «Чумак» Йохан Боден.
Однако настоящий шок ждет украинских рестораторов. В следующем году будет рассмотрено заявление Италии о получении эксклюзивного права на использование названия «пицца». Запатентован может быть не только бренд «пицца», но и разные приставки к нему — итальянская пицца, пицца пеперони и еще около 25 названий, которые итальянцы считают своим достоянием. «Запретить использование слова «пицца» в Украине просто физически невозможно. Это же не конкретное географическое название на территории конкретной страны, это название блюда. Оно используется по всему миру. Если следовать такой логике, то нужно запрещать использование и других не украинских названий: кафе, ресторан», — объясняет Дмитрий Погребицкий, генеральный директор «ФМ-групп» (сети «Смачна картопля», «Дрова», пиццерия «Папа Джон», кофейни «КофеТайм», сеть ресторанов «Мураками», «Вареничная»).
Украинские производители утверждают, что если продукция производится по тем же технологиям, которые выдерживаются в ЕС, она не должна переименовываться. «Позиция украинской стороны заключается в том, что так называемые «географические названия», которые используются в Украине, не являются товарными знаками. В этимологии такие названия именуются родовыми и потому не могут быть объектами конкретной промышленной собственности», — утверждает директор по правовым вопросам ЛВЗ «Хортиця» Геннадий Васюков. Эти названия указывают на тип продукта, а не на его происхождение. Родовые названия является общечеловеческим достоянием, считают в компаниях.
Однако сейчас украинцы, по примеру ЕС, патентуют свои исторические продукты. Согласно данным Госдепартамента интеллектуальной собственности, в настоящее время на регистрации находится около 20 свидетельств на право использования украинских названий. По словам представителя по правам интеллектуальной собственности Ярослава Ващука, к ним относится «Вода Миргородская», ряд крымских вин «Мадера Массандра», «Портвейн Крымский».
Пути обхода
«Согласно международным законам, право владения патентом выдается только сроком на 20 лет и при условии регистрации абсолютно новой технологии производства продукта. Но если технология существует уже больше 20 лет, то срок действия монополии на патент заканчивается», — объясняет Ярослав Ващук. Этот момент является основным рычагом протеста для производителей. Ведь в целом подписание соглашения о зоне свободной торговли украинские компании оценивают позитивно. «Зона свободной торговли — это отлично. Чем больше свободы, тем лучше. Чем больше конкуренция, тем лучше потребителю», — говорит Йохан Боден. Однако при этом производители уточняют: необходимо тщательнее, чем при вступлении в ВТО, договориться с еврочиновниками, какие географические названия Украина все-таки сможет использовать в дальнейшем. «Я думаю, что украинским производителям должен быть предоставлен переходной период. Как минимум 5 лет», — говорит директор компании «Дружба народов» Алексей Шевченко.
По прогнозам дипломатов, соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС будет подписано в первой половине 2010 года. Частью этого соглашения является договор о зоне свободной торговли.
В настоящее время в общей структуре украинской торговли объем импорта из ЕС составляет порядка 40%, экспорта — 30%; для Евросоюза торговые отношения с Украиной составляют лишь около 1% внешнеторгового баланса.
Татьяна Недоризанюк, Ирина Порецкая
Инф. delo.ua