Как сообщалось ранее, в Европе в ноябре наблюдался рост продаж автомобилей на 26 %. В Украине, в то же время, продолжали фиксировать спад на уровне - 70 %. Подобные разнонаправленные тенденции еще сильнее отразились на общем положении украинского авторынка на фоне европейских стран. Если в прошлом году Украина была на 7 месте в Европе, то теперь уже на 16-ом.
Из-за отсутствия программы по поддержке авторынка, за кризисный 2009 год Украина скатилась на уровень небольших государств и продолжает падать дальше. Еще больший спад по итогам ноября был зафиксирован лишь в Латвии (84 %), где рынок новых автомобилей исчез как таковой, передают Подробности.
В России авторынок пытаются спасти всеми силами. Правительство подготовило пилотную программу замены старых автомобилей на новые в 2010 году, субсидирует производителей, кредиты на доступные авто и стимулирует госзаказ. Поскольку программа еще не заработала, к ноябрю исчезло 50 % прошлогоднего рынка. Тем не менее, Россия остается крупнейшим рынком в Европе, невзирая на падение со 2-го на 5 место в этом году.
По данным AUTO-Consulting в Украине в ноябре наблюдался наихудший результат за весь 2009 год - было продано 10,882 автомобиля. Еще весной, когда Украина была на 14 месте, показатели рынка были близки к таковым в Португалии. Теперь ориентирами стали Норвегия и Дания. За полгода, благодаря правительственной помощи португальцы не только удержали рынок, но и добились роста продаж на 1 %.
Так, по итогам года в Португалии спад составил 25 %, против 74 % в Украине. Следует напомнить, что еще в марте в обеих странах продавалось одинаковое количество автомобилей, хотя украинский рынок определенно обладал большим потенциалом. В ноябре португальские дилеры продали уже 15 тысяч автомобилей, а украинские - менее 11 тысяч.
В AUTO-Consulting отмечают, что ситуация в 2010 году напрямую будет зависеть от политики украинских властей. Рынок не сможет возродиться самостоятельно, потому необходимо стимулировать спрос с помощью грамотной прагматичной программы поддержки. Иначе нас будет ждать результат Ирландии, где в 2008 году также продавали более 150 тысяч авто, но сейчас рынок исчезает просто на глазах.
Украинским властям следует взять на вооружение опыт Германии, Франции и Италии, где прямо стимулировали покупку нового авто, либо перенять опыт Чехии, где действовала похожая, но несколько измененная программа. К сожалению, в Украине сейчас подобных программ нет. Нет даже ни одного законопроекта, в котором были бы хоть какие-то очертания спасения для рынка. Дилеры не могут спастись даже торговлей подержанными автомобилями, поскольку не принят соответствующий законопроект.
В регионах отмечаются необратимые процессы, когда квалифицированный персонал, на обучение которого понадобились годы, уходит в другие сектора. Для авторынка 2009 стал годом утраченных надежд, при этом планы выхода из кризиса на 2010 год просто отсутствуют .
Инф. mignews.com.ua