В 2009 году украинский потребитель увеличил расходы на продукты питания почти на 7% по сравнению с показателями за 2008 год, при этом его доходы не увеличились. Вместе с тем, потребители стали более рационально подходить к выбору продовольственных продуктов и все больше склоняться к потреблению здоровой пищи. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования "продовольственных" предпочтений городского населения Украины в возрасте 16-65 лет, проведенного Центром социально-политических исследований "Социс".
Как сообщает корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, украинские потребители увеличили в 2009 году свои расходы на продукты питания: если в 2008 году среднестатистическая украинская семья тратила 1350 грн. в месяц, то в 2009 году эта цифра составила 1450 грн.
"Рост есть, но он не такой большой, какой был при переходе из 2007 в 2008 год. В 2007 году люди ежемесячно тратили около 1000 грн. на продукты питания", - отмечает Ольга Гарыгина, руководитель аналитического отдела Центра социально-политических исследований "Социс".
Аналитик уточнила, что данные показатели являются усредненными для всей Украины, однако для столицы они будут несколько выше.
Между тем, наряду с ростом расходов на продукты питания, у жителей Украине не увеличились доходы, поэтому доля людей, которые находятся на грани выживания, увеличилась: "Если в 2008 году доля населения, которая отдавала почти весь свой семейный доход на продукты питания, составляла 9%, то в 2009 году эта цифра достигла 13%".
Некоторый оптимизм, добавила О.Гарыгина, вызывает то, что доля людей, тратящих все доходы на продукты питания, была зафиксирована на уровне 13% в начале 2009 года, и далее не изменялась в сторону повышения. "Ухудшения на протяжении всего 2009 года не было, и мы думаем, что в ближайшее время ситуация будет оставаться стабильной", - полагает О.Гарыгина.
Исследователи также утверждают, что отечественные потребители стали гораздо более обдуманно и рационально подходить к выбору продуктов питания. Что касается мест осуществления покупок, на первом месте остаются рынки, на втором месте супермаркеты и далее идут магазины других форматов.
Поведение украинских потребителей при покупке продуктов питания в 2009 году также характеризовалось некоторым консерватизмом: "Люди готовы пройти немного больше, но за любимые и проверенные марки, которым они доверяют. К новинкам стали относиться более осторожно, особенно если они более дешевые", - констатирует аналитик Центра "Социс".
Также четко прослеживается, по словам исследователей, тенденция украинцев к постепенному переходу к более здоровой пище. Так, по результатам опросов респондентов видно, что потребители все чаще отказываются от употребления продуктов с искусственными добавками, полуфабрикатов, а также реже питаются в ресторанах быстрого питания. "Если в 2008 году доля респондентов, которые готовили еду дома по меньшей мере несколько раз в неделю, составляла около 56%, то в 2009 году в разные периоды она достигала 65%", - сообщила руководитель аналитического отдела Центра "Социс".
Если брать уровень потребления определенных продуктов питания за первую половину 2009 года, то, по данным исследования, потребление таких продуктов, как полуфабрикаты из теста, вермишель быстрого приготовления, а также некоторых снеков (чипсов, орешков, сушеных морепродуктов) снизилось.
Между тем, во второй половине 2009 года и к концу текущего года не было зафиксировано ни значительной положительной, ни отрицательной динамики в потребительских настроениях украинцев. В связи с этим, исследователи Центра "Социс" не ожидают в начале 2010 года и в ближайшее время соответствующих негативных изменений.
ЛІГАБізнесІнформ