Акционерные общества страны переживают переформатирование, медленно превращаясь из закрытых и открытых в частные и публичные. Причем меняется не только название, но и суть, что должно приблизить украинские хозобщества к мировым стандартам. Кроме этого, законодатели вплотную занялись защитой прав многочисленных миноритарных акционеров.
Принятый в сентябре 2008 года «Закон об акционерных обществах» в процессе прохождения по ВР претерпел изменения, которые на деле здорово усложнили жизнь хозобществам. Как уже рассказывала «1К», изначально предполагалось, что на смену типа АО дадут 5 лет, но дали только два, первый из которых уже позади. За оставшийся год им предстоит перерегистрировать учредительные и разрешительные документы, пройти процедуру обязательного листинга, то есть регистрацию на фондовой бирже, и сделать все это максимум к апрелю 2011 года. А еще раньше — к октябрю 2010 года — АО нужно перевести свои акции в бездокументарную форму.
Но общества не спешат — слишком хлопотно и дорого, а главное, непонятно, зачем. Кто-то не видит смысла в регистрации на бирже, если у него горит план, а кому-то не хочется ввязываться в канитель с переоформлением кипы бумаг. В результате сегодня только около 2,5 тыс. АО из почти 36 тыс. хозобществ перешли на новый тип. Эксперты объясняют это тем, что недостает подзаконных актов для воплощения в жизнь закона. Глава госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Дмитрий Тевелев говорит, что сейчас его ведомство вплотную занимается изучением, каких документов недостает. «Главная задача ГКЦБФР — это не применение штрафных санкций к нарушителям и жестких мер, а обучение и стимулирование акционеров, создание условий, чтобы переход к новым типам был максимально мягким. Хотя мы понимаем, что будут проблемы. Например, пока не до конца объяснены и проработаны вопросы дематериализации акций, формирования наблюдательных советов и корпоративного управления. На создание условий нужно время… Но в любом случае нельзя научиться плавать, не войдя в воду». Кроме того, ожидается, что закон нанесет удар по рейдерам и обеспечит защиту миноритарным акционерам (чьи доли в компании, зарегистрированной на фондовой бирже, не превышают 50%). Это то большинство бесправных собственников, ставших владельцами акций предприятий в процессе их приватизации и до сих пор не получающих никакой выгоды от того, что когда-то вложили свои ваучеры в дело. «До сих пор не было правовых механизмов, которые бы защищали их права на получение прибыли от деятельности хозобществ, потому что основной проблемой старого закона был слабый контроль над деятельностью руководства АО», — говорит научный сотрудник Института международных отношений Анатолий Ефименко. Подавляющее большинство АО считают нормой не выплачивать дивиденды, а прибыль перераспределять в пользу контролирующего акционера. Такое положение дел может стать приговором украинскому фондовому рынку, потому что, покупая акции, человек не получает вместе с ними право на управление обществом или на получение части доходов. «Это получается казино, в котором делают ставки на настроение контролирующего акционера по отношению к миноритарным. Серьезные инвесторы в такую игру играть не будут», — считает Ефименко. Значит, как ни называй АО — открытыми или публичными, а привлечь инвестиции со стороны они не смогут.
Новый закон в определенной степени защитил права инвесторов, хотя не полностью. В нем прописано, что выкупить контрольный пакет и пренебречь всеми остальными акционерами невозможно. Мажоритарный акционер, какой бы пакет акций он ни держал, не может игнорировать миноритарных акционеров — их интересы должны быть представлены в руководстве общества. А право участвовать в управлении АО появляется у акционеров, владеющих более 5% акций (раньше было 10%).
На защиту инвесторов решили поставить и другие законы Украины. Начальник отдела развития законодательства Центра коммерческого права Юрий Вощинар рассказывает, что изменения предполагается внести в Кодекс законов о труде, усилив ответственность руководящих лиц за нанесение ущерба обществу. А также повысить размер материальной ответственности до суммы прямого ущерба. Кроме этого, планируется упростить порядок увольнения руководящих лиц АО. Ряд статей КЗоТа планируется дополнить нормами, которые гласят, что бессрочный трудовой договор с руководящим лицом хозобщества или срочный до окончания его действия может быть разорван, если уполномоченный орган АО принял соответствующее решение. Причем в нем необязательно должна быть указана причина. Это поставит руководство в зависимость от акционеров, что необходимо, потому что пока, по словам Анатолия Ефименко, на отношения АО и менеджера будет распространяться только трудовое законодательство, последний будет чувствовать себя достаточно защищенным, чтобы работать в своих интересах, а не в интересах акционеров. А это путь в никуда.
www.president.org.ua