Ведущие авиакомпании страны преодолели спад: в первом полугодии они перевезли больше пассажиров, чем за шесть месяцев 2008 г. Их выручка росла медленнее, но тоже превысила докризисную. Доля четырех крупнейших перевозчиков за год также выросла и вплотную приблизилась к 50%.
Последней из четверки ведущих авиаперевозчиков отчетность по РСБУ за первое полугодие вчера раскрыла «Трансаэро». Каждая из четырех компаний (см. таблицу) перевезла пассажиров больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года и даже в январе — июне 2008 г. Финансовые показатели росли, хоть и медленнее, но также оказались лучше докризисных — лишь у «Сибири» выручка стала ниже, чем в первом полугодии 2008 г., а «Ютэйр» вдвое сократила прибыль по сравнению с прошлогодней.
При этом выручка «Ютэйр» выросла на 19,3%. В ее отчете это объясняется обновлением парка воздушных судов. Недавно авиакомпания в презентации для инвесторов раскрыла планы обновления флота: к 2013 г. он пополнится 49 новыми самолетами и 35 вертолетами почти за $1 млрд.
Лидером по темпам роста стала «Трансаэро», вдвое увеличив выручку до 24 млрд руб., а чистую прибыль — в 6,4 раза до 107 млн руб. Это результат тарифной политики, оптимизации маршрутной сети и стабильных цен на топливо, сказано в отчете перевозчика.
Выручка «Сибири» увеличилась на 0,4% при росте пассажиропотока на 15,2%. В отчетности перевозчика это объясняется значительным снижением тарифов в конце 2009 г.: даже начавшееся в этом году восстановление не смогло компенсировать спад предыдущих периодов.
«Аэрофлот» за год увеличил выручку на 18%, а пассажиропоток — на 38,2%. Только у него прибыль первого полугодия превысила аналогичный показатель 2008 г. Представитель компании отказался комментировать ее результаты.
Общий пассажиропоток в России в первом полугодии вырос на 30,9% к аналогичному периоду прошлого года и на 7,4% к докризисным январю — июню 2008 г. — до 24,6 млн человек, а доля четверки крупнейших компаний — с 48,6 до 49,5%. Это последствие кризиса, считает главный редактор отраслевого ресурса www.avia.ru Роман Гусаров: многие авиакомпании среднего звена от него еще не оправились, и их доля снижается.
Пассажиропоток растет за счет посткризисного восстановления и проявления отложенного спроса, формировавшегося еще с 90-х гг., говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Раньше, чтобы сэкономить, люди предпочитали ездить поездом, но кризисное снижение цен на авиабилеты сделало самолеты более дешевым транспортом. Например, билет из Москвы в Самару самолетом S7 (торговая марка «Сибири») обойдется в 2500 руб., а в купе РЖД — в 3188 руб.
По итогам года показатели авиакомпаний будут еще сильнее, считает Сахнова: второе полугодие у перевозчиков традиционно лучше.
Инф. vedomosti.ru