Около 30% всего топлива, реализуемого с автозаправочных станций в Украине, по данным Комитета защиты потребителей, не соответствует современным стандартам качества.
Крупные сети самостоятельно контролируют качество топлива на своих АЗС. Так, донецкая компания "Параллель" в 2010 году потратила на эти цели около 2,2 млн грн. "За последний год количество фальсификата на АЗС резко возросло. Главная причина - отсутствие эффективного контроля качества топлива", - отметил президент комитета Андрей Пасишник, пишет газета "Дело".
По его словам, прежде всего опасность заправки поддельным топливом существует на небрендированных станциях, которые конкурируют с большими сетями, в том числе торгуя низкокачественным топливом. Также нередко злоупотребляют сети, работающие под известными логотипами по джобберским соглашениям.
"Путей появления фальсификата на АЗС несколько. Отдельные станции просто разбавляют качественное топливо различными компонентами бензинов или другими нефтепродуктами. Остальные реализуют собственно компоненты бензинов", - объясняет Андрей Пасишник.
В системе государственных органов следить за качеством нефтепродуктов уполномочен Госпотребстандарт. Однако с 2008 года ведомство практически не проводило проверок АЗС. Главная причина - отсутствие финансирования. Так, в 2010-м на проверки всех видов товаров (топливо - лишь один из них) в госбюджете было предусмотрено 1,8 млн грн. При этом, по оценке "Консалтинговой группы А-95", только на контроль качества горючего необходимо минимум 15-20 млн грн. ежегодно. Также Госпотребстандарт не первый год испытывает проблемы с закупкой специализированного оборудования для лабораторий, позволяющих проводить необходимые анализы.
Новоназначенный руководитель ведомства Александр Матвийчук начал искать новые подходы к решению старых проблем. "Если в 2011 году финансирование также не позволит нам решить ситуацию с лабораториями, необходимо будет договариваться с частными компаниями о возможном использовании их оборудования", - сказал он.
Начальник отдела контроля качества компании "Галнафтогаз" (сеть АЗС "ОККО") Алла Сыдорович считает такое сотрудничество вполне возможным. По ее словам, пару лет назад "Галнафтогаз" предлагал прошлому руководству Госпотребстандарта использовать собственные мощности. Но тогда до реального сотрудничества дело не дошло.
Еще одна проблема в контроле качества нефтепродуктов - законодательство. По закону, Госпотребстандарт обязан уведомлять компанию о планируемой проверке за 10 дней. Естественно, что к приходу ревизоров нарушения устраняются. "Мы разработали законодательные изменения, которые позволят проводить внезапные проверки АЗС, и надеюсь, они уже скоро будут приняты", - отметил Александр Матвийчук.
Андрей Пасишник отмечает, что наравне с государственным контролем необходимо создать систему общественного контроля. На данный момент такая работа также упирается в нормативные трудности. "Наша организация уже проводила самостоятельно проверки: отбирала топливо и отправляла на анализ. Однако мы не можем использовать результаты своих проверок, поскольку в законодательстве функции проверяющего четко закреплены за государством", - отметил руководитель общественной организации.
По словам эксперта, чтобы результаты проверок имели юридическую силу, в дальнейшем комитет намерен проводить проверки совместно с Госпотребстандартом. И по его словам, соответствующие предварительные договоренности уже достигнуты. "Ведомство также заинтересовано в этом, поскольку в законодательстве прописано требование о привлечении к ревизиям общественности", - добавил Андрей Пасишник.
Инф. mignews.com.ua