Предприниматели, которые «в белую» выплачивают заработную плату и делают отчисления в соцфонды в полном объеме, получат дополнительные преференции. Законопроекты об усилении борьбы с уклонением от легального трудоустройства наемных рабочих, а также о внедрении общегосударственной тарифной сетки «гарантированных» заработных плат уже вынесены Минсоцполитики на обсуждение общественности.
Впервые за 20 лет независимости Украины правительство затронуло тему легализации зарплат. До сих пор в стране нет адекватного наказания за трудоустройство без официального оформления. А минимальная зарплата уже давно не выполняет своей функции социальной защиты, оставаясь лишь формальной ширмой, за которой скрываются реальные доходы граждан, выше декларируемых в разы. Статистические данные свидетельствуют: у нас около 2,5 млн. людей живут на минимальную зарплату (с 1 апреля — 960 грн.). Но на самом деле минимум половина получают приемлемое вознаграждение за свой труд «в конвертах». Согласно оценкам Института демографии НАНУ, около 145 млрд. грн. фонда оплаты труда относятся к теневому сектору экономики. То есть Пенсионный фонд ежегодно недополучает до 50 млрд. грн, пишет delo.ua.
Такое положение дел мешает нормально развиваться «белым» компаниям, на которые приходится до 60% всех оборотов в стране. Крупные предприятия с иностранными инвестициями, большие отечественные холдинги, претендующие на звание открытых и прозрачных, вынуждены вести неравную борьбу с конкурентами, использующими недекларируемый наемный труд, схемы минимизации отчислений в соцфонды и прочие ухищрения, удешевляющие их продукцию. Бремя же содержания пенсионеров, возложенное на легальный бизнес, с каждым годом увеличивается.
С принятием трех законопроектов по легализации заработных плат, которые на днях презентовал вице-премьер Сергей Тигипко, ситуация должна кардинально измениться. Первое направление изменений — введение гарантированной зарплаты и градации ее минимального размера в зависимости от уровня квалификации работника. По-простому — директор не будет получать столько же, сколько уборщица. Сейчас такой принцип работает в госсекторе, а также на предприятиях, где заключены отраслевые соглашения. Например, средний коэффициент для руководителей там составляет 4,5-5 минимальных зарплат. Такая новация не только увеличит поступления в соцфонды и сбалансирует их бюджеты, но и даст возможность квалифицированным работникам после введения второго уровня пенсионного обеспечения отчислять взносы на собственную пенсию с более высокой зарплаты, соответствующей их опыту и навыкам.
Вторым направлением детенизации фонда оплаты труда станет введение новых и повышение существующих штрафов за нарушение трудового законодательства, в частности, за фактический прием на работу без оформления. Максимальный штраф, который будет налагаться на предприятие, принимающее на работу без оформления, — 34 тыс. грн. Довольно внушительная сумма. Однако в странах чуть западнее нас, в Болгарии, Чехии, Словакии, эти штрафы достигают эквивалента 2 млн. грн. Даже если учесть разницу между нашим и их уровнем жизни, европейские санкции гораздо более жесткие. Заявления, что такие меры репрессивны, — игра на публику. Штраф не должен быть маленьким. Ведь тогда компании будет выгоднее его заплатить, чем устранить нарушение. Если меры по легализации покажут свою эффективность, говорит Сергей Тигипко, можно будет смело ставить вопрос о снижении уровня нагрузки на фонд оплаты труда, о чем давно говорят работодатели. Сегодняшние же меры по легализации должны поддерживать в первую очередь непосредственно уже легально работающие компании. Именно им станет проще работать на чистом и честном рынке, а открытая качественная и ценовая конкуренция сыграет на руку потребителю. Кроме того, если мы перестанем говорить о чистой зарплате как о невероятной преференции социального пакета, это даст возможность расширять горизонты мотивации, а значит, увеличивать продуктивность труда работников и прибыльность предприятий.
E-NEWS