В Германии вышло исследование "Культурный инфаркт" о провале культурной политики страны. Эксперты в области менеджмента культуры, предложили радикальный вариант — закрыть половину музеев, театров и библиотек, существующих за государственный счет.
В Германии вышла книга "Культурный инфаркт: Слишком много всего и везде одно и то же" о провале культурной политики страны. Дитер Хазельбах, Армин Кляйн, Пиус Кнюзель и Штефан Опиц — эксперты в области менеджмента культуры, предложили радикальное решение проблемы: закрыть половину музеев, театров и библиотек, существующих за государственный счет.
В Германии насчитывается около 6,3 тысячи музеев, 140 театральных площадок и 8,2 тысячи библиотек, которые финансируются из федерального и регионального бюджетов. Ежегодно власти выделяют на их поддержку около девяти миллиардов евро. Большинство из них не в состоянии существовать без субсидий, так как окупаются только на 15%. При этом только каждый десятый немец является их постоянным посетителем.
Господдержка только вредит искусству
Авторы книги поставили несколько вопросов. Почему немцы должны спонсировать театры и музеи, если не ходят туда? Зачем финансировать учреждения, которые не вызывают интереса у публики?
В итоге они пришли к выводу, что господдержка только вредит искусству — в этой сфере не хватает свободной конкуренции и участия граждан в формировании культурной политики.
Авторы сравнивают нынешнее состояние музеев и театров с постоянной сезонной распродажей и предлагают сократить предложение, чтобы поднять ценность искусства.
Авторы, отбиваясь от критики, поясняют, что не претендовали на истину в последней инстанции и хотели только начать дискуссию о реформе в культурной политике. Они считают, что государство, финансируя культурные учреждения, обращается со своими гражданами, как с маленькими детьми, выбирая за них "хорошее" и "плохое" искусство, что достойно субсидий, а что нет.
А их противники утверждают, что только финансируемое государством искусство может быть свободным. Критики опасаются, что, как только музеи и театры перестанут получать субсидии, они начнут ориентироваться на потребности толпы и превратят высокое искусство в развлечение.
Глава Немецкого союза музеев Фолькер Родекамп раскритиковал книгу и заявил, что подобные провокации не идут на пользу делу, нужны конструктивные предложения. Его организация за несколько недель до выхода "Культурного инфаркта" выпустила руководство для директоров музеев о том, какими критериями руководствоваться при выборе экспонатов для выставки и какие предметы искусства, пылящиеся в хранилищах, можно отдать, продать или вовсе уничтожить. Тем более, что политики регулярно призывают музеи "подчистить" хранилища, на которые уходят огромные деньги.
Продать Моне — сделать ремонт
Музеям, от которых требуют перейти на самоокупаемость и самостоятельно решать свои финансовые трудности, приходится прибегать к крайним мерам и продавать произведения искусства. В 2000 году Боннский музей продал картину Георга Базелица, чтобы расплатиться с долгами из-за убыточной выставки. В 2006 году дирекция Крефельдского музея решила продать его главную достопримечательность — работу Клода Моне "Вид на здания британского парламента" — чтобы сделать ремонт. Ее оценивали в 20 миллионов евро. Спасти картину от продажи удалось только благодаря вмешательству художественной общественности.
В 2010 году музей Везербург в Бремене продал на аукционе картину Герхарда Рихтера "Матросы" более чем за 13 миллионов евро, чтобы поправить свое финансовое положение.
Кроме того, немецким музеям приходится все чаще отстаивать свои предметы искусства и доказывать чиновникам, почему две-три одинаковые картины Альбрехта Дюрера представляют собой ценность, даже если речь идет о копиях. А теперь Немецкий союз музеев в новом руководстве предлагает выбрать одну из картин, а от остальных избавиться.
Решения назревшей проблемы госфинансирования культурных учреждений нет ни у одной из сторон. Однако авторы книги они добились своей цели — спровоцировали публичную дискуссию по теме, которая долгое время замалчивалась в немецком обществе.
Все авторы имеют непосредственное отношение к культурной политике. Дитер Хазельбах работает в Институте исследования культуры, долгое время он являлся консультантом различных культурных организаций. Армин Кляйн работал в одном из франкфуртских театров, а сейчас входит в правление общества культурной политики. Пиус Кнюзель — швейцарец и с 2002 года возглавляет швейцарский культурный фонд Pro Helvetia. В конце 1990-х годов он занялся культурным менеджментом, став руководителем спонсорских проектов банка Credit Suisse в области культуры. Штефан Опиц является профессором культурного менеджмента в университете Киля. С 2009 года он работает в министерстве образования и культуры Шлезвига-Гольштейна.
Источник информации: artdeadline.ru
Инф. delo.ua