Пептидные гормоны
Инсулин, хорионический гонадотропин, гонадотропные гормоны гипофиза, гормон роста и другие. Действие: ускорение метаболизма, стимуляция выработки гормонов, увеличение мышечной массы. Риск: бесплодие, гигантизм, акромегалия, заболевания суставов, гипертония, диабет. Спорт: гребля, легкая атлетика, велоспорт.
Пептидные гормоны, прогормоны и рилизинг-факторы (гормоны, регулирующие синтез гормонов) позволяют очень глубоко влезть в регуляцию эндокринной системы и разрегулировать ее полностью и окончательно. В организме они разлагаются за считанные часы, хотя эффект от их применения может сохраняться очень долго. Из десятков белковых гормонов в допинги записали только семь, добавив на всякий случай «и прочие», хотя и из известных больше половины определять пока не научились.
Инсулин в сочетании с анаболиками, бета-2-агонистами или гормоном роста позволяет дополнительно ускорить метаболизм за счет большего поступления глюкозы в клетки. С инсулином можно доиграться до гипогликемической комы и летального исхода.
Хорионический гонадотропин добывают по микрограмму из мочи беременных женщин. Он увеличивает секрецию мужских и женских половых гормонов и используется при задержке полового созревания у мальчиков и некоторых формах бесплодия. Его применяют вместо анаболиков, для нейтрализации эффекта их отмены и следов использования.
Гонадотропные гормоны гипофиза (женские половые гормоны, синтетические пептиды, стимулирующие или подавляющие их синтез в гипофизе, и другие вещества со сходной структурой или биологическим действием) тоже стимулируют выработку половых гормонов.
Адренокортикотропный гормон вырабатывается гипофизом, стимулирует секрецию адреналина и кортикостероидов, подавляет воспалительные реакции и ослабляет иммунитет. В медицине его используют для лечения рассеянного склероза при непереносимости глюкокортикоидов. В спорте – для стимуляции их синтеза.
Гормон роста, тоже гормон гипофиза, стимулирует рост мышц, костей и других тканей и способствует сжиганию жира. До 1989 года единственным источником соматотропина были гипофизы трупов, и его не хватало даже на лечение детей-лилипутов. Синтезированный генетически модифицированными бактериями соматотропин стали применять и для лечения взрослых с дефицитом гормона роста. Вырасти им не удается, но кости и мышцы становятся крепче, жировая прослойка – меньше, самочувствие – лучше. В научных исследованиях среди положительных эффектов перечисляют усиление работы сердца во время тренировок, увеличение потоотделения, укрепление связок и ускоренное заживление травм. Насколько всё это выражено у здоровых людей – тайна, которую спортивные врачи никому не раскроют. И скольким перспективным юным баскетболистам и взрослым спортсменам колют гормон роста, тоже неизвестно. В результате у молодых людей может развиться гигантизм, а у взрослых – акромегалия (уродующий и приводящий к куче болезней рост костей и мягких тканей лица и пальцев, а также внутренних органов).
Инсулиноподобный фактор роста I вырабатывается в основном в печени, а при интенсивных тренировках – и в мышцах. Он активизирует синтез белка, тормозит разрушение мышечных клеток и стимулирует их деление. Анаболические свойства у ИФР-1 примерно такие же, как у гормона роста. И побочные эффекты тоже, но кто не рискует, тот не выигрывает.
Эритропоэтин (ЭПО) применяется для лечения малокровия, вызванного хронической почечной недостаточностью. С его применением связывают несколько смертельных случаев среди голландских и бельгийских велосипедистов в 1988–1990 годах. Правда, официально им поставили диагноз «острая сердечная недостаточность»: выявлять ЭПО тогда не умели даже патологоанатомы.
Кровяной допинг
Донорская или запасенная собственная кровь (или только эритроциты). Действие: увеличивается количество кровяных клеток, улучшается снабжение организма кислородом. Риск: нарушения работы печени, почек и системы кровообращения, образование тромбов. Спорт: виды, требующие выносливости.
Если ухитриться перелить кровь не той группы, возможен даже гемотрансфузионный шок. По сравнению с этим вероятность получить гепатит и СПИД – пустяки, тем более что проверяют донорскую кровь очень тщательно. Искусственные переносчики кислорода, например «голубая кровь» на основе перфторуглеродов или растворы гемоглобина, совершенно непригодны в качестве допинга, но тоже запрещены.
Наркотики
Героин, морфин, метадон, петидин, бупренорфин, декстроморамид, пентазоцин. Действие: мощное обезболивание при травмах и болезнях, повышение работоспособности. Риск: привыкание, нарушение дыхания. Спорт: плавание, бег на длинные дистанции, многоборье, лыжный спорт.
Сильнодействующие обезболивающие наркотики позволяют спортсмену продолжить тренировку или соревнование, несмотря на травму или болезнь. Но – не говоря о возможности «сесть на иглу» – шансы окончательно подорвать здоровье при этом существенно повышаются. Конопля и ее производные спортивную форму нисколько не улучшают, и запрещены они в первую очередь не из медицинских, а из этических соображений. Некоторые «условно-наркотические» анальгетики не запрещены – например кодеин, который входит во множество таблеток от головной боли и кашля. Разрешено и применение лидо-, тетра- и прочих потомков кокаина в виде мазей, капель и местных инъекций.
Диуретики
Буметанид, хлорталидон, этакриновая кислота, фуросемид, гидрохлоротиазид. Действие: быстрая потеря веса, маскировка приема стероидов. Риск: снижение давления, головокружение, тошнота, головные боли, судороги, расстройства работы почек. Спорт: борьба, плавание, гимнастика, велоспорт.
Усиленная работа почек хорошо вымывает многие допинги, а что не сможет вымыть – то, может быть, разбавит до более низкой, допустимой концентрации. Правда, при передозировке мочегонных средств возможны такие побочные эффекты, как головокружение, судороги и даже сердечный приступ – но тем не менее спортсмены идут на риск: полкило веса может сыграть решающую роль в борьбе за медали. По мнению антидопингового комитета, применение для этого «химических» диуретиков неэтично. Сауна и прочие парилки спортивной этике почему-то вполне соответствуют, как и мочегонные травяные сборы. А плотность и pH мочи измеряют сразу же после сдачи анализа и при несоответствии нормам подозреваемого берут на карандаш и назначают пересдачу: вдруг удастся выяснить, что же он там вымывает?
Глюкокортикостероиды
Дексаметазон, гидрокортизон. Действие: снятие воспаления и боли при ушибах и растяжениях. Риск: диабет, глаукома, потеря мышечной массы. Спорт: бейсбол, гимнастика, водное поло, борьба, метание копья.
Глюкокортикостероиды синтезируются в коре надпочечников и регулируют метаболизм белков, минеральных веществ и сахаров (стимулируют образование глюкозы и синтез из нее гликогена – «животного крахмала», энергетического резерва для мышц). Их используют как сильные противовоспалительные средства при полиартрите, ревматизме, астме, при шоке и для подавления реакции отторжения трансплантата. Кортикостероиды могут вызвать чувство эйфории, но для этого есть менее опасные способы. А вот вмешаться в обмен веществ с их помощью можно – правда, есть риск снижения иммунитета, задержки роста у молодых или остеопороза у взрослых, ослабления мышц, костей, сухожилий и даже евнухоидизма и снижения интеллекта.
Анаболические стероиды
Анабол, нандролон, тестостерон, станазолол, местеролон, метанабол. Действие: увеличение мышечной массы, повышение силы и выносливости. Риск: импотенция, болезни печени и почек, агрессивность, депрессия, маскулинизация у женщин. Спорт: легкая и тяжелая атлетика.
Анаболические стероиды – самая страшная язва современного спорта – и по вреду для здоровья, и по массовости применения. В медицине они помогают при нарушении кроветворной функции костного мозга, тяжелом истощении организма, в том числе при раке и СПИДе, после травм. Анаболики принимают и миллионы здоровенных лбов и мужеподобных баб. Практически все культуристы – не только элита, но и «подвальные» качки – колются и глотают анаболики в дозах, иногда в десятки раз превышающих терапевтическую. Да еще в сочетании с другими гормонами, стимуляторами, жиросжигателями, и не до выздоровления, а до следующего цикла тренировок…
Заболевания печени и почек, депрессия, агрессивность, повышенная сексуальность – это мелочи. Опасности для тела намного серьезнее. У подростков стероиды могут вызвать остановку роста и угри по всему телу. У мужчин – бесплодие, увеличение простаты и гинекомастию (увеличение груди). Но это – обратимые последствия. Необратимыми у мужчин могут оказаться уменьшение размеров яичек, бесплодие и импотенция, у женщин маскулинизация (омужествление): понижение голоса, рост волос на лице и теле и увеличение клитора. Многие анаболики разрешено применять только в ветеринарии: кому есть дело до размера яичек будущей шубы – зато какой мех! Стероидами подешевле колют и кормят свиней и бычков. Качки ими тоже не брезгуют: не только побочные, но и основные эффекты у таких препаратов бывают сильнее, чем у «человеческих». Анаболики часто производят нелегально или подделывают. Яички у купившего сомнительные ампулы качка, может, и не усохнут, но с гинекомастией не то что на подиум – даже на пляж не выйдешь. Как гормоны превращаются из мужских в женские и что при этом происходит с эндокринной системой, спросите у эндокринологов. Или у бодибилдеров. Многим культуристам удается годами экспериментировать со своим организмом и не угробить его окончательно.
Бета-2-адреностимуляторы
Адреналин, изопреналин, битолтерол, рацэпинефрин, этилнорэпинефрин, изоэтарин. Действие: улучшение кровоснабжения, насыщение организма кислородом. Риск: сердцебиение, повышенное кровяное давление, учащенное дыхание, судороги. Спорт: легкая атлетика, лыжный спорт.
Бета-2-адреностимуляторы активизируют клеточные рецепторы, чувствительные к адреналину. Многие из них безопаснее адреналина, хотя тоже могут вызвать сердцебиение, повышенное давление крови и так далее вплоть до судорог. Внутривенно бета-2-агонисты обычно вводят астматикам с криком «мы его теряем!». А если здоровье в порядке, при систематическом внутривенном введении бета-2-агонисты дают мощный анаболический эффект.
В таблетках и ингаляциях он намного слабее, но стимулирующий – лучше не бывает, и к тому же расширение бронхов и капилляров увеличивает приток кислорода. А теперь угадайте, почему среди олимпийцев, особенно лыжников, так много астматиков со справкой? Допинг-контролеры всё понимают, но сделать ничего не могут – разве что концентрация разрешенного препарата в моче «больного» превысит установленную норму, которую можно вдохнуть, истратив за раз месячный запас аэрозоля.
Стимуляторы
Амфетамин, кокаин, эфедрин, сальбутамол. Действие: повышают работоспособность, ускоряют обмен веществ, уменьшают вероятность травм. Риск: бессонница, повышенное давление, нарушение сердечного ритма. Спорт: виды, требующие выносливости.
Часто в качестве допинга применяют эфедрин. В медицине его используют для лечения астмы, хотя давным-давноо существуют бронхорасширяющие средства с менее выраженными побочными эффектами. Эфедрин – чистый или в виде экстракта или листьев эфедры китайской – входит в состав многих биологически активных добавок и в некоторые лекарства от простуды и астмы. Амфетамины и другие психостимуляторы используют для борьбы с сонливостью и вялостью, при хронических болях, иногда – в составе препаратов для похудания. Такие побочные эффекты, как бессонница, повышенная возбудимость и тремор – это еще ничего. Намного хуже – нарушения сердечного ритма (а в сочетании с тяжелыми нагрузками – вплоть до летального исхода) и возможность привыкания, особенно к сильным психостимуляторам вроде «экстази», не говоря уже о кокаине. Кофеин из «запрещенного списка» недавно вычеркнули, хотя по действию он такой же относительно безобидный стимулятор, как и многие другие, по-прежнему запрещенные.
E-NEWS.COM.UA