Вчера были названы лауреаты последней в 2012 году Нобелевской премии — за действительно важный вклад в экономику. Несколькими днями ранее были объявлены лауреаты в области физики и химии, разбитной китайский писатель и Евросоюз, получивший премию мира.
Примечательно, что в этом году лауреатами стали те самые, на кого меньше всего рассчитывали букмекеры и обозреватели. Более того, практически все открытия носили прикладной характер — Нобелевский комитет проигнорировал теоретиков.
В этом году в связи с финансовым кризисом размер денежной премии лауреатам сократили на 20% — до $1,2 млн. Церемония награждения состоится 10 декабря — в день смерти Альфреда Нобеля. Пять из шести премий вручит король Швеции в Стокгольме. Премия мира вручается в столице Норвегии — Осло.
"Дело" предлагает обзор лауреатов Нобелевской премии 2012 года.
Нобелевская премия по медицине: Синья Яманака (Япония) и Джон Гурдон (Великобритания)
Джон Гурдон совместно с Синьей Яманака генетически репрограммировали зрелые клетки кожи мышей в незрелые клетки, которые могли заменить любые другие клетки в организме взрослой мыши. Такие репрограммированные клетки Яманака назвал индуцированные плюриполентные стволовые клетки (iPS — клетки).
Ранее это казалось невозможным. Хотя еще в 1962 году Гурден утверждал, что он заменил ядро яйцеклетки жабы на ядро, взятое из зрелой желудочной клетки головастика. И измененная яйцеклетка развилась обратно в головастика.
Фактически биологи изобрели своеобразную машину времени для биоклеток.
Нобелевская премия по экономике: Ллойд Шепли (США) и Элвин Рот (США)
Премия по экономике изначально не фигурировала в завещании Альфреда Нобеля. Она была учреждена в 1969 году шведским Нацбанком как дань уважения великому ученому.
Премию американские исследователи получили за успешную работу над одной из главных экономических проблем: какие факторы могут повлиять на рынок, где цена не является решающим фактором.
Ллойд Шепли (Калифорнийский университет) в свое время стал пионером современной математико-экономической теории выбора, в частности — теории игры. Он проводил исследования того, как лучше совместить людей с разными характерами и взглядами. В 1967 году он издал свой труд "Концепции и теории чистой конкуренции", в 1981 году — "Система оценки сил игроков
в политической системе".
Рот же использовал в своих исследованиях работы Шепли и известен своей программой по подбору доноров почек.
Нобелевская премия по литературе: Мо Янь (Китай)
Его роман "Страна вина", опубликованные еще в 1993 году, написан в духе реализма, который объединяет народные сказки и современность. В книге автор высмеивает партработников Компартии КНР, которые оказались рабами желудка и пьяницами, они дожили до того, что нарочно растят детей для приготовления из них блюд.
Примечательно, что Мо Янь — это псевдоним, а настоящее имя писателя — Гуань Мое, а по его роману "Красный Гаолян" в 1987 сняли одноименный фильм.
Нобелевская премия по химии: Роберт Лефковитц (США) и Брайан Кобилка (США)
Лефковитц (профессор медицины и биохимии университета Дьюка в Северной Каролине) и Кобилка (профессор молекулярной и клеточной физиологии Стенфордского университета) разделили между собой награду за исследования, в ходе которого они изучали механизм получения клетками информации. Ранее ученые предполагали, что клетки реагируют на гормоны, но как — оставалось до недавних пор загадкой.
Лефковитц начал свои исследования еще в 1960-х, когда он выделил несколько типов рецепторов с помощью радиоактивных изотопов йода — например, бета-адренорецепторы, которые реагируют на адреналин. С 1980-х к ученому в рабочую группу пришел Кобилка, который как раз и выделил из ДНК человека ген, который отвечает за бето-адренорецепторы. Биохимики определили, что клетка человека владеет рецепторами, которые работают, как органы зрения.
На основе открытий американцев было созданы многие современные медпрепараты, работающие с сопряженными с G-белком рецепторами. Лефковитц и Кобилка сделали прорыв в разработке новых лекарств с меньшим количеством побочных эффектов.
Нобелевская премия по физике: Серж Арош (Франция) и Дэвид Уайленд (США)
Франко-американский дует физиков-ядерщиков получил премию за новый виток развития в квантовой физике, доказав, что квантовые частицы можно наблюдать без их разрушения.
Ранее, когда исследовать изучал квантовую частицу, она немедленно реагировала на вмешательство и распадалась. Но в 1990-е годы ученые выдумали уникальный метод исследования: американцы охлаждали атомы в ионном капкане из бериллия, и лазером считывали состояние квантовых частиц. В это же время Серж Арош работал во Франции по такому же методу, только наоборот: в капкан поместили фотон, отражаемый между двумя сверхпроводящими зеркалами. Через этот перемещающийся фотон пропускали специально подготовленные возбужденные атомы — те выходили через фотон, лишь слегка изменив состояние, не разрушая его. На основании этих открытий в США построили оптические часы, которые в 100 раз точнее цезиевых. Примечательно, что если бы эти часы ходили еще с возникновения Вселенной, то погрешность их составляла бы только пять секунд.
Нобелевская премия мира: Евросоюз
Как ни странно, этот приз получила организация — за продвижение мира, согласия, демократии и прав человека в Европе. Нобелевский комитет отметил важность создания Европейского Союза после Второй мировой войны, который помог объединить целые нации и урегулировать ряд конфликтов, а также внес посильный вклад в развитие демократии.
Пожалуй, это самая неоднозначная награда, которую многие политики и евроскептики называют "театром абсурда" — ведь миротворчество закреплено в большей части за НАТО, а несгибаемая политика ЕС только усугубила депрессивные настроения в обществе.
Основным камнем преткновения является то, что вклад ЕС в развитие мира находится под большим вопросом, а также то, что Евросоюз — это политическая, экономическая, валютная организация, а не человек. А это уже противоречит самим правилам устава Нобелевской Премии. Так, в правилах указано, что лауреаты должны иметь гражданство и национальность.
Инф. delo.ua