В силу объективных причин разработать единые подходы к профилактике и лечению детей из группы ЧДБ невозможно. Это обусловлено индивидуальными особенностями этиологии и патогенеза в каждом конкретном случае. Мы остановимся на общих принципах лечения и реабилитации часто и длительно болеющих детей.
Режим дня.
У всех детей из группы ЧДБ имеются различной степени выраженности нарушения деятельности вегетативной и центральной нервной систем, в связи с чем, они нуждаются в строгом соблюдении режима дня и большей продолжительности сна (по возможности на 1-1,5 часа по сравнению со сверстниками) для восстановления сил. Все дети, но особенно склонные к повторным ОРЗ, должны ежедневно гулять на свежем воздухе. Продолжительность прогулок зависит от состояния ребенка и погодных условий. Естественно не следует тащить его на улицу во время грозы или в метель, но даже в дождливый день можно использовать дорогу домой из садика или школы в качестве прогулки при условии соответствующей одежды. В противном случае ребенок рискует провести в помещениях несколько месяцев в году, что обязательно скажется на его иммунной системе не лучшим образом.
Рациональное питание.
Пища должна быть богата полноценными белками, витаминами и минералами. «Быстрые» углеводы (конфеты и другие сладости) следует ограничивать, так как злоупотребление ими приводит к резким колебаниям сахара в крови и повышенной возбудимости центральной нервной системы. Важный момент – исключение или ограничение содержания в рационе потенциальных аллергенов в зависимости от аллергологического анамнеза, в первую очередь продуктов, содержащих красители, консерванты и другие химические добавки. Пища должна быть максимально натуральной, легко усвояемой и соответствовать возрасту ребенка (если десятилетний ребенок может на завтрак съесть бутерброд с натуральной колбасой, то для двух-трехлетнего малыша это недопустимо).
Благоприятная психологическая атмосфера.
Не секрет, что длительные стрессы отрицательно сказываются на здоровье человека и дети не исключение. Зачастую родители не догадываются о тяжелом психологическом состоянии собственного ребенка, списывая особенности его поведения на избалованность, перевозбуждение, плохой характер. Спровоцировать развитие невроза и депрессии (встречается даже у детей до года!) может все, что угодно, но самыми частыми причинами становятся следующие: конфликты в семье или со сверстниками, развод родителей, смерть или тяжелая болезнь близкого человека, отрицательное отношение к ребенку воспитателей в детском саду или учителей в школе, рождение еще одного ребенка. Последняя причина очень часто является пусковой: старший ребенок подсознательно стремится заболеть, пытаясь таким образом обратить на себя внимание родителей и получить «дополнительную порцию» любви и заботы. Поэтому если Ваш малыш начал слишком часто болеть, в первую очередь проанализируйте, что изменилось в его окружении, как обстоят его дела вне дома. Во многих случаях не лишним будет обращение за помощью к психотерапевту.
Мой старший сын первый год своего пребывания в детском саду очень много болел. Первые месяцы я сильно не волновалась, относя это к естественной адаптации и наработке иммунитета, но когда спустя полгода проблема продолжала оставаться такой же острой – начала искать причину. Выяснилось, что одна из воспитательниц прибегала к недопустимым «воспитательным» мерам – она заставляла малышей часами стоять в углу за малейший поступок, расходящийся с ее пониманием хорошего поведения. Естественной реакцией стал немедленный перевод в другой садик, после чего ребенок сразу перестал болеть.
Общеукрепляющие мероприятия: массаж, занятия физкультурой, дыхательная гимнастика, закаливание. Рекомендуются курсы общего массажа 2-4 раза в год. Дыхательная гимнастика повышает функциональную активность слизистой оболочки органов дыхания и местный иммунитет, способствует улучшению вентиляции легких и обеспечения организма кислородом. Закаливание должно проводиться с соблюдением двух главных принципов: систематическое выполнение процедур и постепенное наращивание нагрузки. Лучше всего подойдет контрастный душ, при этом начинать закаливание следует на фоне здоровья и увеличивать разницу температуры воды очень постепенно. На время болезни процедуры следует прервать, вернувшись к ним в период выздоровления с более высокой температурой воды, чем до болезни. Контрастное закаливание ускоряет процесс созревания системы терморегуляции и снижает чувствительность организма к перепадам температуры и влажности внешней среды.
Фитотерапия при грамотном применении дает у большинства детей из группы ЧДБ очень хороший результат. Единственный случай, при котором ее следует использовать с осторожностью - отягощенный аллергический анамнез. Отвары и настои трав применяются как местно – для ингаляций, промывания полости носа, полоскания рта и зева, так и внутрь.
Медикаментозная терапия (направленная на профилактику повторных ОРЗ).
Витаминотерапия (по статистике снижает заболеваемость на 30%). Сиропы и капли отличаются лучшей усвояемостью. Особенно важны витамины С и А. Превышение возрастных дозировок не повышает эффективность терапии, но может спровоцировать аллергическую реакцию, привести к гипервитаминозу и поражению внутренних органов.
Адаптогены – препараты преимущественно растительного и животного происхождения, повышающие сопротивляемость организма неблагоприятным факторам внешней среды и инфекциям. К ним относятся продукты пчеловодства (маточное молочко, цветочная пыльца, прополис), экстракты растений (элеутерококк, женьшень, лимонник, эхинацея), пантокрин (препарат животного происхождения). Следует иметь в виду наличие противопоказаний!
Метаболические препараты – группа разнородных лекарственных средств, стимулирующих обменные процессы: калия оротат, ретаболил, карнитин, магне-В6. Особенно показаны детям с задержкой физического развития, при дефиците веса и выраженных симптомах астении.
Иммунокорректирующая терапия. Иммунокорректоры – неоднородная по химическому строению, происхождению и воздействию на параметры иммунитета группа препаратов, требующая очень серьезного и взвешенного подхода при назначении. К иммунокорректорам относятся препараты тимуса и костного мозга; препараты микробного происхождения (бактериальные лизаты, липополисахариды микроорганизмов, мембранные фракции микробов); интерфероны (альфа и бета); индукторы эндогенного интерферона (амиксин, циклоферон, полудан); неспецифические иммуномодуляторы (левамизол, дибазол, метилурацил и др.). Я убеждена, что решение о необходимости их применения, выбор конкретного препарата и режима дозирования должен осуществлять квалифицированный иммунолог после тщательно собранного анамнеза и получения результатов иммунограммы ребенка. В противном случае существует высокий риск развития осложнений: усиление дисбаланса иммунной системы, увеличение риска развития онкологических заболеваний у предрасположенных к этому детей, повышение выработки иммуноглобулина Е у ребенка-аллергика, усиление иммунологической толерантности к врожденной вирусной инфекции, активизация бактериальной флоры (возможно при назначении производных пиримидинов: метилурацил, пентоксил на фоне текущего инфекционного процесса). Единственная группа, которую можно без особых опасений применять в педиатрии – интерфероны для интраназального и ректального введения. Препараты обладают противовирусной, иммуномодулирующей и противоопухолевой активностью и за исключением случаев индивидуальной непереносимости крайне редко вызывают развитие побочных эффектов.
Инф.detku.ucoz.com