Так, в Одессе 7 (20) июля 1880 года открылась первая линия "конки". Её маршрут был: от ул. Ришельевской по Почтовой, Канатной, Сабанееву переулку через Александровский парк к пляжу "Ланжерон".
Проезд разрешался только сидя, а стоять могли всего шесть человек на задней площадке вагона. На переднюю площадку и ступеньки вагона пассажиры не допускались. Стоимость проезда - пять копеек.
К концу 1888 года таких маршрутов было уже 19. Вагоны хранились в депо на Куликовом поле, а лошади содержались в конюшнях на Ботанической улице (между улицей Канатной и Французским бульваром).
Затем соорудили две новые линии, но уже на паровозной тяге. Одна линия от Пантелеймоновской улицы до пляжа "Золотой берег" (16-я ст. Большого Фонтана), другая - от Херсонского сквера к Хаджибеевскому лиману (протяженностью 9 километров).
Лошадей заменили "паровички". Это были небольшие паровозики с неуклюжей широкой трубой, за что одесситы называли их "Ванька головатый". В память о "паровичках" на Большефонтанской и Люстдорфской дорогах остановки назывались станциями. Так называются и сейчас. Отдельные строения станций сохранились до сих пор (8, 9-я ст.).
24 сентября 1910 года состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая.
Градоначальник Толмачёв перерезал трёхцветную ленту, и четыре разукрашенных вагона вышли из деревянного депо в районе Лидерсовского бульвара по Александровскому парку, Канатной, Греческой улицам к Греческой площади.
Юрий Олеша описывает живописную картину торжественного открытия трамвайного движения:
"Трамвай показался на мосту (Строгановский) жёлто-красный со стеклянным тамбуром впереди. Под крики он прошёл мимо нас тамбуром, наполненный людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собой водой. Там же градоначальник Толмачёв, в очках, с рыжими усами".
" Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю…"
***Анна Ахматова, автобиография
Первый рейс
Двадцать четвертого сентября 1910 года Одесский градоначальник Иван Николаевич Толмачев перерезал цветную ленту, преграждающую путь четырем разукрашенным вагонам, которые тотчас же выехали из деревянного депо, сооруженного в районе Лидерсовского бульвара, и отправились в свой первый путь по центральным улицам солнечной Одессы. Так в нашем городе состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая.
К концу XIX века из малочисленного, но многонационального поселения на берегу Черного моря Одесса превратилась в один из крупнейших городов Российской империи. Большой город не мог обходиться без средств массового сообщения и значительного объема транспортных коммуникаций, которые смогли бы обеспечить должные условия обмена грузами между городом и портом, а также перевозку пассажиров на дальние расстояния. Несмотря на развитие и успешное функционирование одесской конки, которая к этому времени насчитывала ни много ни мало 17 маршрутов, нехватка транспортных линий и средств ощущалась довольно остро. В связи с этим в городскую думу начали один за другим поступать предложения о переустройстве некоторых линий конной тяги на электрические и расширении и увеличении протяженности самих путей, что позволило бы сделать транспортировку быстрой, удобной и функциональной.
Однако все эти предложения, несмотря на их дельность, долгие годы отклонялись руководством города - вопрос пуска электрического трамвая по определенным причинам чуть ли не на целое десятилетие повис в воздухе. Лишь в 1908 году вновь избранные гласные новой городской думы, познакомившись с «Запиской по делу о заключении договора с Бельгийским акционерным обществом одесских конно-железных дорог на сооружение в г. Одессе электрического трамвая в черте города», приняли решение осуществить предложенный проект.А вместе с тем заключили с бельгийцами договора о переустройстве линий конки и парового трамвая на электрическую тягу, постройке новых линий электрических железных дорог и эксплуатации их в Одессе.
Разгар работ пришелся на 1910 год. Пуск трамвая решено было приурочить к открытию Российской фабрично-заводской, сельскохозяйственной и художественной выставки, призванной показать экономическое развитие юга державы. Местом ее проведения был избран Александровский парк (ныне - парк им. Т.Г. Шевченко), отсюда же, со стороны Лидерсовского бульвара, взяла свое начало и первая линия одесского электрического трамвая. Торжественная церемония открытия состоялась двадцать четвертого сентября, в полдень. По ее окончании четыре красочных вагона вышли из временного депо, направились вдоль выставочной аллеи в Александровском парке, затем - по Сабанскому переулку, Канатной, Греческой улицам и завершили свой путь на Греческой площади. Первый рейс вызвал искренний интерес одесской публики: жители города, и стар и млад, вышли на центральные улицы к трамвайным путям, чтобы воочию лицезреть торжественный ход нового одесского чуда.
«Я помню себя стоящим в толпе на Греческой улице в Одессе и ожидающим, как и вся толпа, появления перед нами вагона трамвая, только сегодня впервые начавшего у нас функционировать... - писал Юрий Олеша в своей книге «Ни дня без строчки». - Трамвай показался на мосту, желто-красный, со стеклянным тамбуром впереди, шедший довольно скоро... Под наши крики он прошел мимо нас... За управлением стоял господин в котелке, и все произнесли его имя: Легоде. Это был директор бельгийской компании, соорудившей первую трамвайную линию в Одессе».
Именно таким запомнилось многим одесситам 24 сентября 1910 года - день запуска первого электрического трамвая. С того времени прошло уже 99 лет, а этот вид транспорта по-прежнему продолжает пользоваться широкой популярностью у одесситов, особенно в летнее время. Одесский трамвай усовершенствовался, модернизировался, изменил свой внешний вид, обрел номер маршрута...
Осталось неизменным лишь его предназначение - служить замечательным людям, живущим в Одессе.
Источник http://anyuta-od.at.ua