Сумщина, как известно, край партизанский. В канун праздника "Данкор" отправился в самое партизанское место партизанского края – Спадщанский лес под Путивлем, где воевал самый знаменитый партизан Украины Сидор Ковпак.
Музей с вертолетами
В Путивле нас встретил глава местной райгосадминистрации Николай Шульга, рассказавший, что в этом году к памятной дате приурочили открытие Музея военной техники, который разместится на лужайке рядом с партизанским музеем. Сюда будут доставлены не только артиллерийские орудия и бронетехника, но и реактивные истребители МиГ-23 и МиГ-27, а также огромные вертолеты Ми-12. Причем посетители смогут даже побывать в их кабинах.
Ожидается в этом году и единственный живой из десяти ковпаковцев, получивших звание Героя Советского Союза и увековеченных в скульптурных портретах Аллеи партизанской славы – Петр Брайко. Ему уже под девяносто, но, когда приезжает из Москвы, сам ведет машину. Говорят, каждый год привозит в Путивль новую жену. Одним словом, боец.
Лес-музей
Все приезжающие в Путивль на праздник обязательно едут в Спадщанский лес (кстати, весьма популярное место для туристических экскурсий). В прошлом году его посетили 24 тыс. человек, а в этом — уже 36 тыс. Причем 90 процентов посетителей – приезжие из других городов и стран. К слову, заплатив 1 грн. за человека, вы получаете право «культурно отдохнуть» на прилегающей к музею территории – даже шашлыки пожарить!
Как рассказал нам директор историко-культурного заповедника "Спадщанский лес" Сергей Тупик, сам лес занимает около 3,5 тыс. га и с двух сторон окружен речками Сеймом и Клевенью, так что войти в него можно только с одной стороны. Поэтому этот лес как нельзя лучше подходил для партизанской обороны. У въезда в лес стоит памятная стела, посвященная партизанскому движению Украины. Миновав ее, следуйте установленным повсюду стрелкам-указателям — и вы увидите все достопримечательности леса.
Два танка
Первая достопримечательность – каменный куб на том месте, где партизаны подорвали на мине вражеский танк. Самого танка уже нет – после войны его отправили на металлолом.
Всего же 19 октября 1941 г. в лес вошли два немецких танка с намерением уничтожить партизан. Но одна машина зацепилась за корягу и повредила гусеницу. Экипаж пересел во второй танк, который начал отступать. Но на его пути была заложена мина, и машина подорвалась... Танк с поврежденной гусеницей так и остался в лесу. Правда, теперь это только корпус, внутри которого ничего нет – в свое время все годные в хозяйстве узлы машины растащили. Но все равно интересно. Немцы, не так давно устраивавшие выставку, посвященную технике III-го рейха, даже хотели купить остатки танка.
Партизанские дома
Еще одной достопримечательностью леса являются землянки, в которых жили партизаны.
Конечно, в результате постоянных ремонтов ни одного бревна от первоначальных построек не осталось, но землянки точно повторяют оригиналы.
Жили бойцы в тесноте, да не в обиде. И в тепле – в каждой землянке есть маленькая печка.
В лесу имеется и братская могила, на которой установлен памятник. По словам С.Тупика, в первые годы войны погибали в основном молодые партизаны, которым не хватало опыта и осторожности. Увидели мы и новогоднюю елку партизан, которую выбрали по просьбе сына комиссара отряда Радика Руднева. Теперь это уже большая ель. Раньше пионеры привязывали к ее ветвям свои галстуки, и еще недавно на верхних ветвях дерева можно было видеть их остатки. Теперь же дети-экскурсанты вяжут на ель разнообразные ленточки.
Музей в музее
Ну и, наконец, собственно Музей партизанской славы, который стоит посреди леса.
Вообще-то, его экспонаты есть и снаружи здания. Например, старый дуб перед музеем помнит самого Ковпака – бывший партизан любил отдыхать под ним, приезжая на встречи с соратниками. С.Тупик рассказал, что, уже будучи в высоком партийном чине, Ковпак оставался прост в своих бытовых предпочтениях. Коньячка не признавал, а пил самогон, который наливал в импровизированную стопку – из большого огурца-желтяка вырезал середину. Закусывал черным хлебом, салом и картошкой.
Неподалеку от музея – навес со столами и скамейками для приема гостей. Перед музеем – несколько яблонь. Есть еще охотничий домик, где иногда селят приезжих. А чуть дальше, на месте будущего музея военной техники, уже стоят два артиллерийских орудия.
Внутри музея – фотографии партизан, их личные вещи, образцы оружия, а также неизменный атрибут советских музеев – диарамы. Запомнилась также стоящая посреди зала тачанка Ковпака.
Мэр-партизан
Война застала Сидора Ковпака в должности первого секретаря Путивльского горкома ЦК КПСС. К сопротивлению немцам он стал готовиться, как только началась война – свозил в Спадщанский лес продовольствие, боеприпасы. Во многом благодаря таланту Ковпака — хозяйственника Путивльский партизанский отряд не только выжил, но и укрепился со временем. А когда немцы вошли в Путивль, Ковпак прямо у них на глазах покинул город и ушел в лес – врагу и в голову не пришло, что этот пожилой (54-летний), простецкого вида человек может представлять опасность! А в лесу Ковпака чуть не расстреляли двое юных партизан, приняв за вражеского лазутчика…
Партизанский туризм
Спадщанский лес был объявлен государственным заповедником решением правительства УССР в 1967 году. В нем создан партизанский мемориал: немецко-фашисткий танк, Музей партизанской славы, восстановлен бывший партизанский укрепленный район (в том числе штабная землянка, в которой жили С. А. Ковпак, С. В. Руднев, Г. Я. Базыма и др.). На братской могиле партизан, павших в первом бою с карателями, воздвигнут памятник (скульптор Л. П. Чемен). На северо-западной опушке Спадщанского леса в 1966 открыт монумент «Народные мстители» (скульптор А. А. Ивченко, архитектор Н. П. Махонько). В 1966 году в Спадщанском лесу установлен монумент «Партизанская Слава», памятными знаками обозначены места, связанные с деятельностью партизанского соединения С. А. Ковпака.
Сегодня существует экскурсионный маршрут «Край легенд и партизанской славы» по г.Путивль. Автор-разработчик этого маршрута – ОГП «Сумытурист». Продолжительность экскурсии – 11 часов. В ее ходе экскурсанты посещают Спадщанский лес, памятник Ковпаку, Путивльский краеведческий музей, часть экспозиции которого также посвящена партизанскому движению, а также здания, связанные с жизнью Ковпака, Руднева, Базымы и других партизанских командиров.
Партизан на пенсии
Сегодня в Путивле осталось немного участников ковпаковского движения — большинство уже умерли. Но работники местного краеведческого музея организовали нам встречу с фельдшером отряда Ковпака Иваном Антоновичем Вишневским. Заглянув во двор его частного дома, мы застали бывшего партизана за хозяйственными заботами.
— Сейчас занимаюсь уборкой яблок, — пояснил он нам. — Уродили они в этом году очень хорошо, наделал яблочного сока. Так вот развлекаюсь!
Мы попросили Ивана Антоновича рассказать, как он попал в отряд Ковпака.
— Я окончил Омский медтехникум в 1939 г. Потом меня призвали в армию и направили в Читинскую область, где я проходил службу. А с началом войны нашу дивизию перебросили в Украину, в местечко Бердичев. Оттуда мы своим ходом двинулись к линии фронта. Потом было отступление сорок второго года. Под городом Лубны мы попали в окружение и в плен. Нас повезли на Запад. Но ребята приспособились открывать двери вагонов и прыгать из них на ходу. И я последовал этому примеру. Пришел на свою родину, в с. Стрельники, где я узнал, что в нашем районе действует партизанский отряд.
Я, не долго думая, вместе с товарищем ушел в лес. Здесь меня принял начальник штаба Григорий Базыма. Началась моя партизанская жизнь. Я оказывал первую медицинскую помощь, а если ранение было серьезным, мы вызывали самолет и отправляли раненых на Большую землю.
В 1944 г. я вернулся на родину, больше двадцати лет заведовал медпунктом, потом перешел в ЦРБ, работал на "скорой помощи". А потом вышел на пенсию.
— Какие моменты из партизанской жизни Вам запомнились?
— На каждом шагу были неординарные события. Запомнилось, как форсировали Днепр в 1942 г. Запомнилась трагическая гибель в Карпатах нашего горячо любимого комиссара Семена Васильевича Руднева. Она произошла буквально на моих глазах. Это была самая горькая потеря в нашей партизанской жизни.
— А каким запомнился Вам Ковпак?
— Он запомнился как энергичный, добросовестный и требовательный человек. Был строгим, любил, чтобы был порядок, чтобы не нарушали дисциплину.
Еще Иван Антонович добавил:
— Было много таких ситуаций, в которых я должен был погибнуть, но остался жив.
Многие мои товарищи уже умерли, а я дожил до 86 лет. Видимо, такая судьба.
Владимир Сурков, газета "Данкор"
Инф.dancor.sumy.ua