• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Политическая жизнь Армении
  • Украинско-армянские отношения
  • Культура и искусство Армении
  • RSS feed
  • Как развивался Харьков в XX веке
    Опубликовано: 2013-02-23 02:15:45

    Год 1901. Населения Харькова в начале XX века достигло 200 тыс. человек. Построено новое современное здание библиотеки им. В.Г.Короленко по проекту академика А.Н.Бекетова.

     

     Год 1906. Открыта первая линия электрического трамвая.

     

     Год 1907. Открыт городской парк (ныне парк им. А.М.Горького.)

     

     Год 1909. 17 декабря в 11 часов утра состоялось торжественное открытие городского электрического Клочковско-Панасовского трамвая.

     

     Года 1912—1913. Было разобрано старое и построено новое здание кирхи.
     Архитектором был А.Ф.Гергхардт (предположительно родственник владельца нашего Сайта).
     Немцы, которые жили в Харькове начиная со второй половины XVIII века, были протестантами (лютеранами-евангелистами). Поначалу они отправляли богослужения в случайных помещениях, но в 1827 году по инициативе пастора Иоганна Розенштрауха выхлопотали разрешение Московской консистории на строительство кирхи. Лютеранская община приобрела у города земельный участок на улице Гоголя, 2, где прежде находился острог, и там в 1827 году заложили, а в 1830 году освятили Храм во имя Вознесения Господня. Первая кирха была подобна классической прямоугольной базилике с четырехколонным портиком дорического ордера у входа. Над фронтоном возвышалась миниатюрная главка с крестом. В1912—1913 годах это здание разобрали и заменили новой кирхой по проекту петербургского архитектора А.Ф.Гергардта в неороманском «мюнхенском» стиле с высокой колокольней и часами на верху. В построенной кирхе имелось восемьсот мест для сидения, а всего она вмешала более тысячи человек. В 50-х годах XX века кирху снесли и на месте Храма построили жилой дом.

     Год 1917. В этом году население Харькова составляло 382 тыс.чел. В этом же году после Октябрьской Революции 1917 года в Харькове было создано Советское правительство Украины.

     Года 1917-1919. Харьков во время гражданской войны переходил из рук в руки. Его захватывали попеременно войска Белой и Красной армии.

     Год 1919. 18 декабря Харьков был объявлен столицей Украины.

     Года 1919-1934. Харьков был столицей Украинской Советской Социалистической Республики.
     В эти и последующие годы в СССР вообще и в Харькове в частности, проводилась открытая антирелигиозная пропаганда. Уничтожались храмы. Так, на месте современной Зеркальной струи находился красивейший Никольский собор, в котором были похоронены знатные граждане г.Харькова. В Покровском соборе находился корпус исторического музея. В католическом костеле был кинотеатр.

     Год 1923. Харьков становиться центром Харьковского округа (территориальное разделение).

     Год 1924. Начала работу первая в Украине радиостанция

     Год 1925. Харьков был объединен воздушным сообщением с Киевом и Одессой.

     Год 1927. 6 ноября в Харькове открылись главные трамвайные мастерские.

     Год 1928. В городе работали 250 трамваев и 36 автобусов.

     Год 1929. Открыта городская филармония. Организован симфонический театр.

     Год 1930. Построен Харьковский аэропорт — один из первых на Украине.

     Год 1930. 28 января началось строительство Харьковского тракторного завода (ХТЗ)

     Год 1931. 25 августа - Выпущен первый пробный колесный трактор.
     1 октября заводом ХТЗ выпущен первый трактор: СХТЗ - 15/30.
     Прошло всего 20 месяцев с момента НАЧАЛА строительства завода!
     Появился новый вид коммунального обслуживания - теплофикация.

     Года 1930—1931. В Харькове работало 23 высших учебных заведения, в них учились 27 тыс. студентов.

     Год 1932. Образована Харьковская область 9-28 февраля 1932 года.
     Официально празднуется 27 февраля.
     9 лютого 1932 року IV позачергова сесія Всеукраїнського Центрального Виконавчого Комітету ХІІ скликання прийняла постанову "Про утворення обласних виконавчих комітетів на території УСРР" (Української Соціалістичної Радянської Республіки) відповідно до якої була утворена Харківська область у складі 82 адміністративно-територіальних одиниць (районів і міст, виділених в окремі адміністративно господарськи одиниці).
     28 лютого 1932 року було опубліковано повідомлення ТАРС про те, що Президія ЦВК СРСР затвердила постанову IV позачергової сесії ВУЦВК про утворення на території УСРР п'яти областей.

     Год 1932. 7 ноября в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского заработал первый в стране завод электросверл.
     Подростки изготовляли современные инструменты, освобождая государство от импорта продукции стоимостью более 1 миллиона рублей золотом в год.
     Вскоре был пущен в ход завод "ФЭД" (Феликс Эдмундович Дзержинский).

     Года 1932—1933. На Украине, как и в других регионах СССР, возникает спровоцированный сталинской верхушкой голод, названный голодомором. У крестьян отбирались последние продукты с целью уничтожить зажиточных крестьян и заставить остальных вступать вколхозы. В Харьков стекались толпы голодных крестьян из близлежащих сел с целью спастись, но многие из них все же умирали от голода. По разным данным на Украине от голода погибло от 3 до 5 миллионов человек.

     Года 1934. Открыт первый в Украине крематорий (второй в СССР)

     Года 1934. 23 июня 1934 г., динамично развивающийся столичный Харьков превратился в обыкновенный областной центр.
     Именно в этот день, под неумолкающее «ура» харьковских пролетариев, которым велено было радоваться и умиляться, что они с бараньим восторгом и делали. Правительственный поезд покинул харьковский вокзал, увозя в Киев тов. Коссиора, Постышева, Петровского и Любченко, а вместе с ними ещё несколько эшелонов правительственных и партийных лидеров Советской Украины, рангом пониже.

     Ещё раньше, 9 июня, первый секретарь харьковского обкома партии Павел Петрович Постышев был освобождён от своих обязанностей с тем, чтобы через два дня, 11 июня, принять пост первого секретаря киевского обкома. Особенно «трогательным» было его прощание с пионерами, которые, как бы не веря в долгую разлуку, дружно восклицали: «До свидания, Павел Петрович!», а Павел Петрович оптимистично вторил: «До свидания, дети!» Его наказ взрослому населению Первой столицы, которую, начиная с 23 июня, газеты безапелляционно провозгласили «второй», был более пространным : «Не выпускайте из рук знамя первенства, товарищи»,- велел Постышев,- пусть весь город и его окраины станут ещё красивее». И уехал, увозя с собою в Киев первых лиц республики, её лучшие умы и таланты. И разумеется, столичное финансирование.
     Судя по мощнейшей реконструкции Харькова и глобальным строительным проектам, которые начали реализовываться в наше городе буквально накануне переезда, решение о переводе столицы было неожиданным и подозрительно быстрым. Здание Госпрома, закладка памятника Шевченко (в марте 1934, за три месяца до переезда!) , площадь, явно предназначенная для столичных парадов и демонстраций, новые градостроительные проекты в районах проспекта Ленина, завода Малышева, ХТЗ. Так что же, советское руководство денег не считало? Вложили огромные средства в развитие Харькова, и быстренько в Киев? Нелогично!
     Да и версия «возвращение к историческим корням» не выдерживает критики. О каких корнях могла идти речь в годы, когда все дружно распевали «Отречёмся от старого мира» и «Мы наш, мы новый мир построим»!
     Улучшить транспортное сообщение? Так ведь времена, когда славяне спускались на челнах по Днепру, остались в далёком прошлом, и в ХХ веке именно Харьков, а не Киев был крупнейшим транспортным центром.
     Избежать военной опасности? Так нападения как раз и ждали с запада, и именно на запад столицу и перевели.
     Полное отсутствие логики побудило нас обратиться за консультацией к профессиональному историку.
     Вот мнение В.К. Вохмянина: видимо, некто, очень влиятельный и очень приближённый к верхам был инициатором идеи перевода столицы. Это был человек настолько пробивной, что сумел протолкнуть эту идею до самого высокого уровня. Кто это был, и зачем это ему было надо, видимо, навсегда останется загадкой истории. Нам же «скормили» официальную версию, согласно которой было необходимо «приближать столицу к важнейшим сельскохозяйственным районам правобережья». Необходимо - приблизили.
     Харьков потерял свой столичный статус, но, как считает тот же В.К.Вохмянин, остался Харьковом.

     Год 1935-й  порадовал харьковчан красивым памятником Тарасу Шевченко.

     Год 1936. Создан еще один административный район города - Орджоникидзевский.

     Год 1936. Начал работу Станкостроительный завод.

     Года 1937—1938. По всей стране пронеслась чудовищная волна репрессий. Были арестованы многие видные деятели культуры, инженеры, преподаветели, простые граждане. Все они обвинялись в совершенных преступлениях против Советской власти. Многие из них были расстреляны, некоторые умерли в концентрационных лагерях, и только немногие вернулись обратно.

     Год 1939. Основан Харьковский Государственный Академический Театр Кукол им. В.А.АФАНАСЬЕВА
     В городе построена первая троллейбусная линия. В Харькове проживает 833 тыс.чел. Работают Харьковский Турбинный завод, Электромеханический завод и др.

     Год 1940. В Харькове работало 46 научно-исследовательских институтов, 36 высших учебных заведений, где обучались 42 тыс. студентов. В городе работало 14 театров, 304 библиотеки. Промышленность города в 12 раз превышала уровень 1913 года.

     Год 1941—1945. Бои за Харьков в годы Великой Отечественной Войны.

     Харьков был оккупирован фашистами 24 октября 1941 г. силами 6-й армии под командованием фельдмаршала фон Рейхенау.

     В феврале 1943 г., Харьков был освобожден силами Воронежского фронта под командованием генерала Ф.И.Голиковa.
     Однако последовавшее вскоре контрнаступление немецких войск в марте 1943 года привело к повторной сдаче города (15 марта). На этот раз группе, действовавшей под командованием генерала В.-Ф.Кемпфа.
     Впервые в истории Великой Отечественной Войны, здесь советской армией применены радиоуправляемые мины.

     23 августа 1943 г. Харьков был освобожден окончательно от немецко-фашистских захватчиков действиями 69-й армии Воронежского фронта, 57-й армии Юго-Западного фронта и 7-й гвардейской армии Степного фронта.
     День освобождения — 23 августа — с тех пор отмечается праздником в городе.

     16 декабря 1943 г. в Харькове начался второй за время войны суд над военными преступниками - перед судом предстали три гестаповца и местный полицай (шофер "душегубки" Михаил Буланов) все они были повешены 19 декабря на Пролетарской площади.
     За казнью наблюдали свыше 40 тысяч человек.

     Харьков был наиболее населённым городом СССР побывавшем в оккупации во время Великой Отечественной Войны.
     В четырёх битвах за Харьков и за время его 2-х кратной оккупации, СССР и Германия потеряли больше людей чем где-либо ещё в истории второй мировой,
     включая Сталинград.
     Городские старожилы утверждают, что Харьков не стал городом-героем лишь потому что Сталин считал позором РККА освобождение Харькова с 3-ей попытки.

     Вскоре после освобождения в Харькове состоялся первый в мировой истории открытый судебный процесс над военными преступниками. Харьков в результате войны оказался одним из самых разрушенных городов в Европе, были уничтожены десятки памятников архитектуры, вывезены в Германию многочисленные художественные ценности, в том числе картины Рубенса и Веласкеса из художественного музея, а пустыри и развалины на месте разрушенных кварталов напоминали горожанам о войне вплоть до середины 60-х годов.

     Так же хочется сказать, что операция минирования Харькова перед отходом РККА является самой большой и масштабной за всю историю второй мировой войны. Из-за минирования промышленных и хозяйственных объектов оккупанты так и не смогли в полном объеме воспользоваться потенциалом города. Вдохновителем и исполнителем данной операции был полковник РККА Старинов.

     На одном из памятников в Харькове высечены слова: «Герои не умирают. Они обретают бессмертие и навсегда остаются в памяти нашей, в свершениях наших, в великих деяниях грядущих поколений. Жизнью своей потомки обязаны им».
     Послевоенные годы и вторая половина 20 века

     Год 1945. После войны число жителей снизилось до 453 тыс.чел. Промышленность достигла довоенного уровня только в 1950 году.

     Год 1946. Принят в эксплуатацию Подшипниковый завод - 8-ГПЗ.

     Год 1948. Вступил в строй завод "Электротяжмаш".

     Год 1950. Население Харькова 718 тыс. чел.

     Год 1952. Построен современный харьковский вокзал Харьков-Пассажирский.

     Год 1954. Построен новый аэропорт.

     Год 1955. Начала работу телевизионная студия. В строй стали заводы «Электротяжмаш», Завод дорожных машин и другие.

     Год 1957. Открыт Харьковский планетарий — второй на Украине.

     Год 1958. Построен и организован к работе автовокзал междугороднего сообщения.

     Год 1959. В городе построено 700 тыс.кв.м. жилой площади. Население Харькова 930 тыс.чел.

     Год 1960. Создан Домостроительный комбинат №1 - ДСК-1.

     Год 1962. 1 ноября в Харькове рождается миллионный житель.

     Год 1963. 5 ноября открыт памятник В.И.Ленину на площади Дзержинского (ныне, 20.12.2006 г., это площадь Свободы). Высота бронзовой фигуры вождя 8,5 метра, пъедестал из красного гранита, общая высота памятника - 20,2 метра. Авторы проекта памятника - скульпторы М.Вронский, А.Олейник; архитектор А.Сидоренко.

     Год 1965. В городе работают 727 трамваев, 204 троллейбусов. В Харькове 18 автобусных маршрутов, которые обслуживают 240 автобусов.

     Год 1967. ХТЗ выпустил миллионный трактор.

     Год 1968. 15 июля началось строительство Харьковского метрополитена.

     Год 1974. Открыт цирк на 2300 зрителей.

     Год 1974. 15 декабря были уложены и забетонированы первые 10 км постоянных путей по трассе метрополитена.

     Год 1975. Открыта первая линия Харьковского метрополитена — 8 станций.

     Год 1976. В Харькове работает 21 высшее учебное заведение, где обучаются 127 тыс. студентов, 193 школы, в них 167 тыс. детей, 6 театров, 3 издательства, 21 кинотеатр, 900 библиотек, 3 музея, 65 больниц, 31 трамвайный, 32троллейбусных и 52 автобусных маршрута. Население Харькова 1 млн.428тыс. Началось строительство второй линии метрополитена.

     Год 1980. Начато строительство Роганского жилого массива (в Орджоникидзевском районе).

     Год 1984. Введена вторая линия метрополитена.

     Год 1991. После распада СССР Харьков входит в состав нового государства — Украины. Украина является правоприемницей УССР.

     Год 1994. Выпущена первая продукция пивзавода "Рогань"

     Год 1995. Введена в ход третья линия метрополитена.

     

    Инф.kharkov2012.org

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ArmEmbassy.com.ua активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Армянские новости в Украине ArmEmbassy.com.ua" обязательна.

    САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

    30 окт, 22:04

    25 сен, 21:14

    04 сен, 18:29

    01 сен, 18:33

    24 авг, 10:35

    22 авг, 18:33

    Армянские новости в Украине
    Электронная почта проекта: info@armembassy.com.ua

    Официальный сайт Посольства Армении в Украине находится по другому адресу
    bigmir)net TOP 100

    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    © Армянские новости в Украине. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на ArmEmbassy.com.ua обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.