Свинья, как домашняя, так и дикая, для украинцев испокон веков была не только источником мяса, сала, щетины, кожи, а и символом богатства, достатка и пробуждения творческой силы природы.
Культ свиньи был распространен на разных территориях еще с V тысячелетия до н.э. Среди трипольских археологических находок есть глиняные скульптурки поросят со втиснутым в них зерном, а во многих скифских курганах были найдены фигурки свиней, изготовленные из золота.
Во многих народов сохранились фольклорные сравнения солнца или звезд с золотой свинкой. У германцев на вепре ездит Бог весны Фрейр и Богиня Фрейя (славянская Прия). Чехи накануне Рождества выводят детей на улицу и показывают звезду Зверинницу (Венеру), говоря при этом: «Vot zlate prasatko» («Вот золотой поросенок»). Славяне на Рождество не садятся есть, пока не появится Зоря, а кто выдержит, тот увидит «золотого поросенка». На Рождество шведы и датчане выпекают каравай в виде кабана и называют его «праздничным вепрем». К тесту этого каравая обязательно добавляют зерно из последнего снопа. Часть этого вепря съедают, а часть домешивают к посевному зерну. Эстонцы также выпекают «рождественского вепря», а кое-где на новолетие (в марте) готовят «мартовского поросенка», которого хозяйка выращивает специально – тайно от всей семьи. Болгары и сербы выпекают из теста рождественское печенье в виде свиней, которое называют божура, божуриця. В Украине косточки из рождественского поросенка закапывали в сокровенное место для повышения плодородия поля.
Христианство привнесло отрицательную окраску образа свиньи, создав басню о том, что якобы свинья постоянно разрывала солому, в которой был завернут грудной ребенок-Христос, когда его перепрятывали от слуг царя Ирода. Христианское воображение вселило в свинью разных «бесов», «чертов» и других отрицательных, с его точки зрения, персонажей. Однако, несмотря на это, земледельческие народы с уважением относились к свинье всегда, не отказываясь от нее и сегодня.
Свинья с поросятами в мировоззрении славянских племен отождествлялась с лунным культом Богини-Матери, а вепрь – с началом солнечного круга (Рождественским праздником Круга Сварожего). Не случайно в Древней Руси голова свиньи была обязательным свадебным кушаньем, а беременным женщинам, чтобы роды прошли хорошо, запрещалось пинать ногой свинью.
Древнейший памятник свинье стоит в Португалии. Археологи считают, что гранитную свинью создали племена, которые жили в этих местах еще до кельтов – иберийцы и лузитаны. Статуя настолько популярная в стране, что изображенная на гербе одного из городов, ее именем названо несколько сортов местного вина, оливковое масло, особый творожный пирог и сорт местного бекона.
Свинью неоднократно увековечивали в камне или бронзе немцы, датчане, литовцы, которые издавна прославляются страстью к бекону. Но украинская любовь к салу превзошла всех: мало кому известно, что за количеством памятников свинье Полтавщина является безоговорочным лидером в мире: на территории области их таких шесть!
Первый из них установлен в прошлом столетии в начале семидесятых возле фасада главного корпуса Полтавского научно-исследовательского института свиноводства имени О.В. Квасницкого. Институт основан в 1930 году, а его организатором и первым директором был профессор О.П. Бондаренко. С того времени институт остается единым в стране специализированным научным центром, который занимается теорией и практикой ведения свиноводства, селекции свиней. В частности, здесь на протяжении 1966-1993 лет под руководством профессора Б.В. Баньковского была создана полтавская мясная порода свиней.
Именно скульптурная свиноматка полтавской мясной породы в натуральную величину с двадцатью поросятами смонтирована на метровом двенадцатиугольном постаменте. Памятник и постамент изготовлен на средства сотрудников института из цементно-гранитной смеси (автор – скульптор-любитель Александр Корниенко).
Похожая скульптура, но уже дикой свиньи с поросятами, была установлена на территории Полтавской государственной аграрной академии. Компанию ей составляют подобные памятники волчице, медведице и горному козлу. Все скульптуры изготовлены из цементной смеси и размещены по всей территории академии, превращая ее двор в заповедник дикой природы. Студенты и гости этого учебного заведения пользуются возможностью сфотографироваться с этими памятниками, которые давно стали неотъемлемой частью академии, ее «визитной карточкой».
И в 2003 году у дикой свиньи появилась родственница-соседка: пятого апреля на территории Полтавской государственной аграрной академии (всего за двадцать метров от цементной скульптуры) состоялось торжественное открытие нового памятника. Это группа из свиньи в натуральную величину и двух маленьких пастушков – мальчика и девочки – в национальной одежде. Сначала скульпторы и руководители аграрной академии хотели поставить на постамент двух ангелов, которые несут свинью, однако этот проект вызвал неодобрительную реакцию со стороны священнослужителей. Поэтому ангелов заменили миниатюрными мальчиком и девочкой, которые погоняют огромную свинью прутиком. Скульптурная группа и невысокий постамент, на котором она установлена, изготовлены из полимерного материала, который имитирует бронзу. На постаменте надпись "Извечной кормилице украинского народа". Чтобы дать памятнику имя, в академии был даже объявлен конкурс, в котором победил доцент кафедры экологии и ботаники, известный полтавский краевед Виктор Самородов, который и предложил именно эту надпись. Руководство учебного заведения объяснило свою любовь к свиньям тем, что именно это животные неоднократно спасало наш народ от голодной смерти. По свидетельству историков, во времена монголо-татарского нашествия захватчики забирали у украинцев все, что было пригодным в пищу. К счастью для нашего народа, мусульмане за религиозными убеждениями не едят свинины.
Первого апреля 2009 года в другом городе Полтавской области, Комсомольске, состоялось торжественное открытие новых декоративных скульптур. Этот город и раньше едва не каждый год радовал всех новыми необычными памятниками: чего стоят лишь сантехник со щенком и бабка, которая продает семечки. В этом же году в День юмора на улицах Комсомольска появилось целых три новых скульптуры. Городской председатель С.А. Супрун и почетный гражданин Комсомольска О.П. Попов презентовали юмористический памятник гаишнику-взяточнику и декоративную сказочную скульптуру “Голова великана”. Последняя расположенная в городском Парке культуры и отдыха. Этот сказочный персонаж из поэмы О.С. Пушкина “Руслан и Людмила”. Автором идеи и исполнителем обеих скульптур является О.Ю. Рябо. По его словам, юмористическая скульптура работника ГАИ будет приучать детей к порядку и напоминать им о том, что нужно быть законопослушными. А сказочная “Голова великана” будет вселять детям уверенность в том, что можно побеждать, если имеешь силу духа.
Но наибольший восторг у жителей Комсомольска вызвала юмористическая скульптура “Свинья в грязи”, созданная за эскизом Ивана Куимова, ученика 2-го класса детской художественной школы. Мальчик победил в конкурсе, который был организован за год до этого бывшим мэром города О.П. Поповым, а скульптор О.Ю. Рябо за рисунком школьника сделал памятник. О своей работе Иван Куимов сказал так: “Я люблю свой город и не хочу, чтобы отдельные люди, которые пьянствуют и засоряют Комсомольск, были похожими на моего поросенка”.
Еще две свиньи «поселились» на родине Николая Васильевича Гоголя – в Миргороде. Памятники расположены возле знаменитейшей лужи, которую наш известный на весь мир земляк описал в повести "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". И этот водоем знаменитый не только этим: миргородская лужа не высыхает знойным летом и не замерзает в морозную зимнюю погоду. В начале ХХ столетия врач, основатель Миргородского курорта Иван Андреевич Зубковский сумел объяснить это чудо – водоем "питают" подземные водные родники. К 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, 1 апреля 2009 года, вокруг лужи выстроили набережную, на которой установили скульптуры литературных героев Николая Васильевича. Среди них нашлось место и памятнику спящей свинье. Архитектор Сергей Русских и скульпторы Д.О. Коршунов и В.П. Голубь так мастерски выполнили работу, что возникает ощущение, будто животное из бетона и меди вот-вот проснется и зашевелит ушами.
А уже через год аллею гоголевских героев дополнил еще один памятник свинье. Животные раскинулось под плетнем, подставив правую сторону солнцу. Жители Миргорода сразу же дали скульптуре название «Свинья в раю». Каждый, кто хотя бы раз взглянет на памятник, не сможет с этим не согласиться. Прищуренные глаза животного и широкая улыбка не оставляет сомнений: свинья среди скульптур Солохи, Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича ощущает себя довольно комфортно. Автором памятника является известный миргородский скульптор Юрий Курилин, который кроме «Свиньи в раю» создал композиции «Три кумовья», «Казаки», «Охотники», «Журавли», памятники Героям Чернобыля, кобзарю Федору Кушнерику, Н.В. Гоголю и прочие.
Всенародная любовь полтавчан к свиньям выражается не только в многочисленных памятниках, но и в специальных праздниках – в частности таких, как День сала, который уже стал одним из самых любимых и «самых вкусных» мероприятий города.
Материалы подготовили:
Марина Савченко
Роман Стромило
Сергей Шебелист
Валерий Аникеенко
Инф.poltava-arenda.com.ua