21 мая в Москве премьер-министры Беларуси и России Михаил Мясникович и Дмитрий Медведев проведут переговоры. Спустя 10 дней в Минске состоится Форум деловых людей государств - участников Единого экономического пространства (ЕЭП) с участием глав правительств Беларуси, Казахстана и России. Такая частота встреч премьерам явно не помешает хотя бы ввиду того, что слабый рост мировой экономики может негативно аукнуться на экономике членов ЕЭП.
Такой неутешительный вывод содержится в проекте решения Высшего Евразийского экономического совета "Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013-2014 годы", одобренном коллегией Евразийской экономической комиссии и опубликованном на сайте ЕЭК.
"На 2013 год прогнозируется сохранение слабого роста мировой экономики. Важным негативным аспектом, влияющим на устойчивое развитие государств-членов, является замедление темпов роста экономик основных торговых партнеров - стран Европейского союза, а также Китая и США. Риск стагнации в глобальной экономике порождает сокращение спроса и ужесточение конкуренции на рынках сбыта основных экспортных товаров государств-членов. Увеличение предложения газового топлива и развитие новых технологий его добычи и производства могут приводить к изменению конфигурации сырьевых рынков. Указанные факторы в совокупности создают риски стагнации экспорта товаров государств-членов, снижения доходов экспортеров и, соответственно, ресурсов, направляемых на развитие экономики", - говорится в документе.
По мнению авторов проекта решения, Россия и Казахстан смогут справиться с последствиями стагнации, в частности с падением мировых цен на энергоносители, в то время как Беларуси придется очень сложно. "Накопленные финансовые резервы в Республике Казахстан и Российской Федерации позволяют смягчить негативное воздействие на экономику от падения цен на энергоносители, но не дают возможность полностью нивелировать риск макроэкономической нестабильности. Данный риск в Российской Федерации оказывает, в свою очередь, большое влияние на перспективы устойчивого развития Республики Беларусь ввиду тесных экономических связей между этими государствами", - полагают эксперты.
В проекте документа также отмечается, что "достижение целей модернизации экономики возможно при устранении внутренних ограничений роста". "К таким ограничениям относятся, в частности, невысокая производительность труда, низкая конкурентоспособность производимой продукции, недостаточное развитие финансового сектора и использование внутренних источников инвестиций, не отвечающие потребностям экономик, неразвитая географическая структура экспорта, высокий физический и моральный износ инфраструктуры и основных фондов, слабое использование транспортного потенциала, а также недостаточный уровень конкуренции. Сохранение указанных ограничений не позволит в среднесрочной перспективе обеспечить макроэкономическую устойчивость и высокие темпы экономического роста", - подчеркивают эксперты.
Для сохранения макроэкономической устойчивости в ЕЭК считают важным продолжить согласованную макроэкономическую политику государств - членов Единого экономического пространства. Напомним, что соглашением о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года предусмотрено соблюдение РФ, Казахстаном и Беларусью следующих количественных параметров, определяющих устойчивость экономического развития: годовой дефицит госбюджета - не выше 3% ВВП; госдолг - не выше 50% ВВП; уровень инфляции, не превышающий более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции государства-члена, имеющего наименьший рост цен. В 2012 году в Беларуси инфляция была выше установленного значения, а в Казахстане значение дефицита республиканского бюджета, по предварительным данным, достигло предельного значения 3% ВВП.
В связи с этим эксперты советуют властям трех государств "выработать подходы к проведению согласованных и совместных действий в случае нарастания угрозы экономического кризиса". Создание условий для стабильного экономического роста предполагает реализацию следующих приоритетных направлений: "углубление сотрудничества в реальном секторе экономики в целях повышения его конкурентоспособности; улучшение условий торговли и развитие внешнеторговых отношений; развитие транспортной инфраструктуры и реализация транзитного потенциала Единого экономического пространства; развитие конкурентной среды и улучшение делового климата".
Экономика "тройки" уже замедлилась
Рост экономики Беларуси замедлился по итогам января-апреля до 2,5% на фоне спада в промышленности и сокращения экспорта. В прошлом году валовой внутренний продукт (ВВП) Беларуси вырос на 1,5%, не дотянув до 5-процентного прогноза правительства. На 2013 год власти Беларуси нацелились на прирост в 8,5%.
За первый квартал экономика выросла на 3,5%, однако уже тогда промышленность продемонстрировала спад на 1,1%. "Ситуация на внешних рынках обнажила проблемы конкурентоспособности белорусских предприятий, которые до сих пор сглаживались девальвацией, Таможенным союзом и другими внешними эффектами, - сказал в интервью "Рейтер" директор исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. - Теперь этих позитивных внешних эффектов нет, и мы можем говорить о долгосрочном тренде падения экспорта".
После валютного кризиса 2011 года Минск осторожно подходит к стимулированию внутреннего спроса. "Минск очень хочет стимулировать внутренний спрос, но делает это не в полную силу, поскольку боится последствий и имеет определенные обязательства перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС", - отметил Чубрик. Недавнее снижение ставки рефинансирования вслед за призывом Александра Лукашенко подстегнуть рост экономики через удешевление кредитов способно оживить инвестиционный спрос, но обострить проблемы сбыта. По данным Белстата, запасы готовой продукции на складах белорусских предприятий в январе-апреле достигли 82,4% среднемесячного производства.
Рост ВВП России в первом квартале, по предварительной оценке Росстата, замедлился до 1,6% к первому кварталу 2012 года по сравнению с 4,8% годом ранее. Это более оптимистичная оценка, чем у Минэкономразвития РФ: ранее замглавы министерства Андрей Клепач заявлял, что ожидает по итогам первого квартала замедление роста до 1,1%. Минэкономразвития в апреле снизило годовой прогноз по ВВП с 3,6% до 2,4%, отмечает агентство "Прайм".
Валовой внутренний продукт Казахстана в январе-марте вырос на 4,6% по сравнению с соответствующим периодом 2012 года. Рост ВВП по итогам 2012 года составил 5%. В этом году правительство и Нацбанк Казахстана прогнозируют рост экономики на уровне 6%. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в мае снизил прогноз роста ВВП Казахстана в 2013 году до 4,9% по сравнению с 6%, которые банк ожидал в феврале. Международный валютный фонд (МВФ) в апрельском обзоре мировой экономики прогнозировал рост ВВП Казахстана в 2013 году на уровне 5,5% (ранее МВФ ожидал рост на 5,7%). Рост экономики Казахстана в 2013 году может составить 5,8%, прогнозируют аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР). Данная конфигурация серьезно отличается от белорусской, когда официальный прогноз роста экономики утвержден на уровне 8,5% и его пока никто официально не собирался пересматривать, в то время как МВФ, ЕБРР и S&P прогнозируют прирост ВВП Беларуси в 2013 году на уровне 2-2,7%.
Источник: news.tut.by
Инф. newsland.com