За год конфликтов стало на треть больше. Дерутся из-за билетов и льгот
Драки между водителями и пассажирами в киевских мар¬шрутках становятся нормой. По наблюдениям юристов, к которым обращались пострадавшие, за последний год их стало примерно на треть больше. Причем зачинщиками выступают как водители, так и пассажиры. Последние жалуются на хамство и нецензурную брань, а водители оправдываются, мол, у них сдают нервы из-за дикой усталости и низких заработков.
На днях киевлянка Ольга ехала в маршрутке №720 со Святошина в сторону цирка и стала свидетелем жестокого избиения водителем пассажира.
«Парень попросил водителя остановить на остановке. Водитель ответил, что не откроет ему дверь, пока тот не оплатит проезд! Парень уверял, что проезд оплатил. Водитель продолжал ехать дальше. Когда парень кинулся к водителю с криками: «Что вы творите?!» — водитель резко остановил маршрутку так, что все попадали, и открыл дверь. Парень вышел, а водитель, снимая с себя футболку, кинулся следом и начал его избивать на улице. Как итог — у парня разбиты лицо и губа, изо рта шла кровь. Из всей маршрутки выбежала одна я! Как за 2,50 можно избить человека? Водитель оттолкнул и меня, я упала и ударилась», — говорит Ольга.
Она успела запомнить номер маршрутки — «АА1283АА». Теперь ищет парня, который стал жертвой. В самой компании-перевозчике говорят, что будут разбираться с этим случаем.
«Мы уже брали объяснение у водителя, он говорит, что пассажир был пьян и мешал ему вести автобус. Но мы будем разбираться», — заверили в компании.
Это не первый случай хамства водителей маршруток. Интернет буквально пестрит сообщениями о нападении водителей на пассажиров. Например, пишут, что водитель маршрутки №249 избил дедушку, заступившегося за пожилую женщину с сумкой на колесах, которую водитель с нецензурной бранью выгонял из маршрутки. Пожилой мужчина пытался его образумить, но, не выдержав оскорблений, вышел на следующей остановке. Водитель выскочил и ударил мужчину.
А в прошлом году один из водителей маршрутки в районе Индустриального моста и вовсе взял в заложницы пассажирку. И все из-за того, что не остановился на остановке, а женщина сделала ему замечание. Он порвал ей сумку. Хотя перевозчик и обещал возместить ей ущерб, но так этого и не сделал.
По данным правозащитника Эдуарда Багирова, конфликтов с применением кулаков в столичных маршрутках стало на треть больше по сравнению с прошлым годом.
«И это только те случаи, которые проходят через меня, — говорит он. — Когда начинаешь разбираться, то причины вырисовываются. В водители маршруток берут людей с улицы, без проверок, часто и с уголовным прошлым. Им устанавливают высокий уровень выручки, а заработать-то сверху хочется. В итоге работают по две смены, живут в маршрутках. Все это сказывается на поведении. Я сам недавно заступился за женщину, которую водитель силой вытягивал из маршрутки. У нее с утра было 500 гривен, а у водителя не было сдачи. Еще случай произошел с моей знакомой на Контрактовой площади. Водитель решил не везти людей до конечной, ему срочно надо было куда-то ехать. Он пассажиров хватал за руки и выкидывал из автобуса. А был случай, когда водитель вызывал на подмогу других водителей, вместо того, чтобы решить все миром. Но мало кто жалуется. А зря — потому что владельцу маршрута пришлось бы в милицию бегать и ему бы надоело, и он этого водителя уволил бы. Нужно составлять черные списки водителей, тогда ситуация могла бы улучшиться».
Виноваты пассажиры
Водители маршруток подтверждают, что быть агрессивными их заставляют условия работы.
«Мне план надо выполнить, по две смены баранку кручу, а льготники лезут. Да и зайцев хватает, как тут не вскипишь! Я не поддерживаю драки, но и пассажиры нас оскорбляют, за день такого наслушаешься, да еще мусор за них выгребай», — возмущается водитель маршрутки на Льва Толстого.
Но в Ассоциации перевозчиков уверены, что в большинстве случаев виноваты пассажиры.
«Из ста случаев, которыми я занимался, в 80 были виноваты пассажиры. Они садятся рядом с водителем, мешают ему разговорами по телефону, просят остановить там, где нельзя, молодые люди лезут выяснять отношения, после того как выпили. Заплатили водителю 2,5 гривни и считают его своим рабом», — говорит президент Ассоциации перевозчиков Киева Валерий Липецкий.
В милиции говорят, что к ним редко обращаются из-за конфликта в маршрутках.
«Месяца два назад, водитель кого-то побил, но драка была взаимной. И еще один случай наоборот — побили водителя маршрутки. Больше подобных заявлений в милицию не поступало», — сказала замначальника пресс-службы киевской милиции Ольга Билык.
Юристы: сразу вызывайте милицию
Юрист компании «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко говорит, что пассивность пассажиров и приводит к таким результатам: «Если все будут молчать, то водители будут наглеть. Нужно вызывать милицию. Хулиганство — это уголовное преступление. Даже если пассажиры стали свидетелями избиения, то они могут без потерпевшего написать заявление в милицию. Нужно жаловаться на перевозчика в прокуратуру».
«Во всех маршрутках висят номера фирм-перевозчиков. Главное, чтобы пассажир запомнил номер или время, когда ехал. Тогда можно выяснить, кто был за рулем. Если выясняется, что водитель неправ, увольняем. Но часто и пассажиры попадаются не подарок», — говорит директор фирмы-перевозчика из Вишневого Анна Полищук.
http://kievnews.glavcom.ua