На абстрактное и набившее оскомину высказывание о равной ценности прекрасного лица, одежды, души и мыслей в пределах одной персоны хороший стилист и имиджмейкер отвечает более практичным квартетом «Имидж, мода, стиль, этикет», прибавляя к этому богатый духовный мир и широкие интересы, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
В обоих случаях счастливый итог закономерен: обретенная гармония внутреннего и внешнего располагает к позитивным переменам и к успеху.
О том, как с помощью заветных понятий обрести себя, и о личном пути к прекрасному Lady74.ru поговорила с Натальей Листишенковой, директором челябинского центра современного этикета «Бон тон», стилистом телепрограммы «Охота» и преподавателем курсов в образовательном центре «Стиль и имидж».
– Наталья Владимировна, что вы вкладываете в понятия «имидж» и «стиль»?
– Мне кажется, что в понятие «стиль» большинство людей вкладывает прежде всего «модность». Если говорят: «Он стильно одет, у него стильные сапожки», то имеют в виду именно это. Для меня самое близкое определение стиля – «почерк». Это гармония между крупными и мелкими деталями, которые, в свою очередь, подчинены одной линии – например, если классика, то это классика от «А» и до «Я». Моя любимая цитата, которую я привожу в этом случае: «Черт кроется в деталях». Детали могут разрушить линию, которой ты следуешь. И детали могут на вполне нейтральном, «не стильном» фоне намекнуть на вполне определенный стиль.
Сейчас неизбежно везде присутствует эклектика – смешение стилей. Мы видим, что в одном облике зачастую сочетаются два, три стиля, большие виртуозы могут соединить и четыре! Насколько это гармонично, вкусно? Как и в кулинарии, в создании своего стиля нужно знать, что смешиваешь и в каких пропорциях. Это – тоже искусство и навык.
Имидж в моем понимании – это то впечатление и мнение, которые остаются в сознании и подсознании после знакомства с человеком, предметом, организацией, и даже с городом и со страной! Имидж существует независимо от того, работают ли над ним или нет – это образ, который считывают другие.
– Имидж – это манипуляция или выделение выгодных черт?
– Глобальных задач у имиджа две: первая – зачем-то понравиться, вторая – зачем-то не понравиться. Ее ставят редко, но иногда она тоже нужна. Сам по себе имидж нейтрален, как и манипуляция: мы хотим обратить чье-то мнение в свою пользу – что в этом аморального? Но, когда ты хочешь понравиться, чтобы совершить безнравственный поступок – это плохо. А если я сознательно меняю свой привычный образ, когда иду на собеседование при устройстве на работу и из гадкого утенка превращаюсь в бизнес-леди? Это тоже манипуляция – но со знаком «плюс».
– Что первично – стиль или этикет?
– Сказать, что эти понятия находятся по разные стороны, как химия и литература, не могу. И стиль и этикет входят в понятие культуры. Например, есть такой принцип этикета – умение выглядеть соответственно обстоятельствам, времени и гармонии с собой. Но ведь то же самое декларирует хороший стиль. С другой стороны, стиль проявляется не только в одежде, но и предметах интерьера, посуде, манере сервировки стола, оформлении визиток – то есть, в области материальной культуры. А этикет – это квинтэссенция всей культуры, прежде всего духовной, какой бы она ни была, высокой или низкой. Какова культура, таковы и манеры. И все же я думаю, что этикет – более глубокое понятие, чем стиль. На мой взгляд, сейчас его нам не хватает катастрофически.
– А в каких сферах особенно?
– Во всех! Конечно, в первую очередь в деловых отношениях. Большинство конфликтов между сотрудниками, между теми, кто предоставляет услуги, и клиентами, между «отцами и детьми» происходят оттого, что одна сторона (а чаще обе) потихоньку начинает нарушать правила этикета. Потом это раздувается и той и другой стороной, и в итоге возникает конфликт.
Допустим, в отношениях «руководитель – подчиненный» бывает, что ты не по правилам этикета ответил боссу или сделал что-то не так (потому что не знал или не хотел учитывать), и тебя в итоге «вышвырнули». Трагедия? Да! Или клиент спросил, а ему не так ответили, не по его представлению о вежливом ответе, – и он хлопнул дверью! И нет у вас клиента! Возникает серьезная проблема – уменьшается прибыль, мы не можем понять, почему к нам в магазин никто не заходит, никто ничего не покупает. А потому, что, между прочим, продавцы стоят, скрестив руки на груди, да еще смотрят исподлобья!
В супружеских отношениях и дружеских контактах незнание этикета тоже может сыграть большую роль. Допустим, дружат две семьи, но одни не так на день рождения приглашают, а другие не так дарят подарки – у них разные представления о том, как это надо делать. И потихоньку люди расходятся и не могут понять, почему. Вся жизнь и состоит из таких важных мелочей. Я бы сказала, что стиль и этикет – это микроэлементы жизни, как атомы золота и серебра, без которых вроде бы можно прожить, но когда что-то неприятное случается, оказывается, что причина именно в отсутствии их – этих драгоценных частиц.
– Когда кто-то в вашем присутствии нарушает правила этикета, у вас не возникает раздражения?
– Когда-то мне хотелось поправить человека, который нарушал этикет. Сейчас, видимо, появилось понимание того, что у меня нет права судить человека. Как говорит старая индийская пословица, «если ты проходил в обуви этого человека две недели», только тогда ты можешь его судить. То же самое и здесь. Одна из заповедей этикета так и гласит: если ты видишь, что кто-то сделал что-то не то, сделай вид, что ничего не заметил. Но надо отличать неловкость от хамства, мимо которого пройти, не заметив, нельзя, оно просто разрушает гармонию бытия. Нецензурная брань, оскорбление, например. И тут уже выбирай – вступиться, прекратить или заткнуть уши.
– Когда вы поняли, что заниматься вопросами стиля, имиджа – ваше призвание?
– Когда нет фундамента, который складывается благодаря нашим корням, как правило, в области эстетики и этикета человек работать не будет. У меня этот фундамент был заложен еще в детстве благодаря родителям. У нас всегда была традиция красиво накрывать стол, было столовое серебро, красивая парадная посуда. В нас вкладывали художественное и музыкальное образование, причем не столько в плане игры на инструменте, сколько в плане умения воспринимать классическую музыку, балет, оперное искусство. Нас целенаправленно обучали видеть картины, нас водили по картинным галереям. Учили и культуре быта: как держать вилку и нож, дарить подарки, принимать гостей.
Погружение в стиль в области одежды случилось в конце 90-х, когда был всплеск популярности книг о стиле, курсов и школ стиля. В Челябинске была такая школа «Люби себя любимую», и я была одной из первых, кто прошел там консультацию по стилю. Мне ярко накрасили губы и глаза, подобрали другую одежду и сказали: «Мы вас видим вот так! Вы сами себя не знаете и не видите!». Одежда мне понравилась, а вот макияж и прическа были шоком. Когда я вышла, мне первым делом хотелось стереть помаду. Я боролась с этим желанием, дошла до автобусной остановки, мне казалось, что на меня смотрели не только мужчины, но и женщины, села в транспорт и стерла эту помаду.
Тогда я начала задумываться, что новый стиль многое может поменять, это сила, энергия. После этого увидела где-то бегущую строку – «курсы стайлмейкеров», обучилась. После этого закончила еще курс повышения квалификации по специализации «имиджелогия и корпоративная культура». Надо сказать, что обучение было качественным и длительным – 800 часов. Потом я работала в журнале «8 элемент» – была экспертом рубрики «Мода, стиль, имидж», затем занималась коррекцией образа ведущих на ТЦ «Восточный экспресс», было преподавание в ЧелГУ, своя небольшая студия, где мы обучали и консультировали по стилю имиджу, ну и далее – «Охота». А затем опыт подсказал мне путь, в котором моя страсть, мое призвание – «школа хорошего стиля и хороших манер». Идея этой работы – помочь заложить фундамент, с которым любая может стать стилистом и знатоком моды, стиля и хороших манер не только для себя.
– И тогда начнутся перемены к лучшему?
– Да, в семье такой женщины дети, внуки и правнуки будут обладать хорошим вкусом, муж будет ухоженным. Будут передаваться прекрасные семейные традиции праздников, домашних обедов и ужинов, выходов в свет – ведь в 21 веке этого никто не отменил. Чтобы почерк-стиль был красивым, нужно с какого-то момента начать это культивировать. И нужен тот, кто это начнет. А кто, если не мы?
– Очень многие говорят, что Челябинск – серый город, ходят круглый год в черном. Неужели все так плохо?
– Я на это смотрю философски, поэтому не могу сказать, что все у нас в городе со стилем плохо. Тем не менее, я тоже отмечаю нашу тотально-фатальную любовь к черному цвету. Не забывайте, что с нами сыграл злую шутку климат: Челябинск обделен солнцем, а ведь только на фоне яркого солнечного света, прекрасной природы, где много красок, даже человек в черном выглядит ярко. Но когда кругом все серо, появляется желание одеться так, чтобы не испачкаться, хотя в пасмурную погоду черный выглядит особенно мрачно. А мы просто это не учитываем.
К тому же наш «уральский» типаж неброский: не очень темные волосы, бледная кожа, не очень яркие глаза. И с этим типажом будут в гармонии совсем другие цвета, нежели черный. Я изучала народные костюмы и заметила, что в них очень мудро подобран колорит одежды. Никогда национальный костюм не перебивал природный цветотип. У северных народов черного в повседневной и праздничной одежде не было, были мягкие, натуральные цвета. У испанцев жгучие волосы и глаза, смуглая кожа. И цвета: черный, зеленый, красный, желтый. У мусульман традиционная одежда монохромная – либо белая, либо черная, но они сами по себе яркие. У нас национальностей смешано много, и из-за этого потеряно природное чувство цвета. Мы ошибочно выбираем те цвета, которые никогда нам не были присущи, они нас просто «съедают».
– Что для вас работа? Увлечение, ставшее бизнесом, или что-то иное?
– Для меня слово «бизнес» – это нечто крупное, а бизнесмен – человек, который живет привлечением инвестиций, укрупнением предприятий, извлечением прибылей. У меня же есть просто очень хорошая, любимая работа, которая оставляет мне свободное время. Моя миссия – обучать, преподавать, делиться теми знаниями, которые у меня есть. Еще я хочу издать простое и эффективное методическое пособие, с помощью которого любая женщина может найти свой стиль, узнать, как его создать, и быть счастливой.
– Какой свой проект вы считаете наиболее успешным?
– Моя работа в программе «Охота» на виду у многих, но я еще консультирую и помогаю составлять гардероб, так сказать, в частном порядке. И здесь я получаю самое большое удовлетворение от работы. Так получилось, что часть моих клиентов – это мои знакомые. Почему? Потому что главное качество стилиста – способность симпатизировать клиенту, даже способность влюбиться в него, как в личность, искренне желание его узнать, ведь тогда и помогать легче.
Недавно я помогала менять гардероб моей знакомой, которая долго шла к тому, чтобы решиться изменить свой стиль. В ее типаже было скрыт прелестный французский шарм, и я ей об этом сразу сказала. Она лишь недоверчиво это слушала, но когда мы составили ей гардероб, я ее спрашиваю: «Ну как, что о тебе говорят?». И тут она говорит, что ей сказали: «Ты прямо француженка!». Ее удивило такое совпадение.
Как-то к нам пришла женщина с серьезными физическими недостатками, кроме всего у нее был очень невысокий рост, много непропорциональностей в фигуре. Но при этом ее глаза были полны энергии и светились такой добротой! Через год мы ее встретили на улице, она прекрасно выглядела, хотя недостатки остались теми же, а ее глаза стали еще ярче, потому что мы просто правильно подобрали ей цвета и пропорции в одежде. Она подошла и сказала: «Я вам так благодарна! Я нашла человека своей жизни (до этого она была одинокой матерью), мы собираемся пожениться, и все прекрасно в моей жизни». Вот это для меня, наверное, счастье.
– А каков ваш рецепт успеха?
– Прежде всего, успех – это категория тщеславия. Некоторые люди проживают свою жизнь, не задаваясь вопросом «Успешен ли я?»: квартира есть, до пенсии дожил, внуков нянчишь – значит, все нормально. Если всерьез хочешь добиваться успеха, нужно понять: для чего ты предназначена, где ты сможешь достичь высот, быть лучше, чем другие. Во-вторых, нужно жить в гармонии с окружающими и в гармонии с собой – это две чаши одних весов.
Мой рецепт успеха может показаться ерундой – прежде всего, это наполнение себя знаниями в области, которую ты выбрала для своей профессии, наполнение себя достижениями духовной и материальной культуры всего мира, а не только своего народа и своего места. Причем этот процесс бесконечен. И когда все это в тебе есть, когда ты этим наполнена, этим живешь, ты начинаешь отдавать, ты не можешь не отдавать – знания, умения, опыт, энергию. Ты становишься нужной, а взамен получаешь известность, благодарность, учеников, материальное вознаграждение – вот это, по-моему, успех. Хотя не могу сказать, что я очень тщеславна и делаю все ради внешнего успеха. Поставишь сама себе оценку пять с минусом за работу, скажешь себе: «Хорошо сделано» – это для меня успех в конкретном деле.
– Что бы вы посоветовали читательницам Lady74.ru?
– Найти в себе возможности, силы, энергию и желание вложить в себя базовые знания в области стиля, имиджа и этикета (эти знания стоят у нас в Челябинске двух пар сапожек или одну пятую часть не самой шикарной шубки!), благодаря которым можно будет построить свой собственный образ и стиль таким, каким ты его хочешь видеть. Стать профессионалом для своего близкого круга, стать носителем и основоположником хорошего вкуса, и передать это следующим поколениям – одно из главных женских предназначений, как мне кажется. Но при этом нужно не забыть и хорошие манеры, этикет. Когда есть хорошие манеры – их не замечаешь, а когда их нет, это сразу бросается в глаза.
Инф.lady74.ru