Коэффициент интеллекта (IQ) у детей и подростков может резко увеличиваться и уменьшаться, поэтому использовать его в качестве абсолютного инструмента оценки их потенциала нужно с осторожностью, утверждают авторы статьи, опубликованной в журнале Nature.
Как сообщает РИА "Новости", группа ученых под руководством Кэти Прайс из Университетского колледжа Лондона проследила за колебаниями уровня IQ у нескольких молодых людей за семь лет. Считалось, что при отсутствии неврологических травм и заболеваний IQ остается примерно одинаковым на протяжении всей жизни, пишет meddaily.ru
Однако Прайс и ее коллеги показали, что это не так. Ученые провели первый тест в 2004 году в группе из 33 добровольцев в возрасте от 12 до 16 лет. Затем провели повторные замеры IQ, когда испытуемым исполнилось 15-20 лет. Сопоставив результаты тестов, исследователи обнаружили, что IQ их подопечных изменился как в лучшую сторону, в отдельных случаях превысив предыдущие показатели на 20 пунктов, так и в худшую, упав примерно на столько же.
Ученые сравнили особенности устройства мозга на томограммах, сделанных участникам эксперимента в 2004 и 2008 годах и сопоставили их с изменениями IQ. Оказалось, что рост вербального "рейтинга" был связан с увеличением плотности серого вещества мозга в зоне мозга, связанной с речью. Повышение невербального IQ сопровождалось повышением плотности серого вещества в отделах мозга, близких к мозжечку. Как отмечают авторы статьи, улучшение показателей в одной части рейтинга не всегда сопровождалось ростом в другой. "Как правило, мы оцениваем интеллектуальные способности наших детей и определяем их жизненный путь в довольно нежном возрасте. Наше исследование показывает, что мозг детей и подростков продолжает развиваться в течение долгого времени, и мы должны крайне аккуратно подходить к оценке "двоечников" - вполне возможно, что их IQ увеличится через несколько лет", - прокомментировала исследование Кэти Прайс.
Уже было доказано, что IQ ребенка напрямую зависит от его здоровья. Инфекционные заболевания негативно влияют на умственные способности, нарушая развитие человеческого мозга. В 2002 году вышла книга "IQ и здоровье наций" авторства психолога Ричарда Линна Линн из Университета Ольстера и политолога из финского Университа Тампере. В книге он приводил точные данные касательно IQ в 81 стране и приблизительные по 104 странам. При этом делались попытки связать уровень IQ со здоровьем нации.
А в исследовании Кристофера Эппига, биолога из Университета Нью Мексико говорилось, что IQ связан в первую очередь с инфекционными заболеваниями. Ученые назвали свою идею "гипотеза паразитарного стресса". Их теория заключается в том, что дети, у которых есть паразиты, тратят больше энергии на борьбу с инфекциями. При этом под паразитами ученые подразумевают как живущих в кишечнике червей, так и бактерии и вирусы. В результате у детей не хватает энергии для нормального развития мозга. Поэтому в странах, где много инфекционных заболеваний, средний IQ будет ниже, считает Эппиг.