На встрече с сопредседателями Минской группы ОБСЕ министр обороны Сейран Оганян заявил, что что любое политическое решение по карабахскому урегулированию должно быть закреплено профессиональными и экспертными заключениями военной сферы.
Это, пожалуй, самый актуальный вопрос в карабахском урегулировании, где интенсифицировалась тема освобожденных территорий. Посредники и их сторонники в Армении, в том числе, дипломаты, заявляют, что сдача двух третей Арцаха Азербайджану обеспечить независимость и безопасность Карабаха. Как они себе это представляют, сложно сказать. Неужели кто-то думает, что состояние анклава с небольшим коридором может лучше обеспечить безопасность Карабаха, чем нынешняя территория НКР? И если можно было обеспечить безопасность Карабаха в рамках бывшей НКАО плюс Лачинский коридор, то зачем армянские войска, пользуясь молчаливой поддержкой внешнего мира, освободили земли, которые потом кто-то назвал поясом безопасности?
Военные эксперты говорят, что нынешний Карабах является единой военно-стратегической единицей, и сдача его части будет только первым шагом, началом полной капитуляции. Именно это имеет в виду Сейран Оганян, когда говорит, что, разрабатывая политические решения, посредники должны учитывать военную составляющую.
Слава Богу, в Арцахе никому не приходит в голову, что какие-то территории могут сдать. Об этом в Арцахе наверняка скажут посредникам, которые с умным видом заявляют о неких планах по разделу Карабаха, хитро предлагая референдум о независимости вместо нынешней безопасности и территории, которая превращает Карабах в важный не только военно-стратегический, но и экономический фактор.
Кто-то утверждает, что армянам не устоять перед напором всего мирового сообщества, которое сейчас соревнуется в том, чтобы завоевать симпатии Азербайджана за счет армян. Но Карабах получил и сохранил независимость тоже без явной поддержки мирового сообщества. Просто тогда была поставлена цель – и она была выполнена. Сейчас армянской стороне также нужно четко сформулировать условия своего суверенитета и безопасности и отстаивать эти условия. И Сейрану Оганяну нужно конкретно заявить, что сдача земли означает для армянской стороны полную потерю не только безопасности, но и независимости.
Никакое мировое сообщество не может обвинять и упрекать Армению в том, что она отстаивает свой суверенитет и безопасность. Наоборот, видя в армянском истеблишменте готовность сдать землю, посредники пытаются воспользоваться этим. О согласии с мадридскими принципами говорит МИД Армении, а самый «прозападный» оппозиционер Давид Шахназарян называет тех, кто выступает за сохранение земель, русскими агентами. И Налбандян, и Шахназарян считают, что без освобожденных земель Армения сможет сохранить суверенитет. Но единственным доказательством и фактором суверенитета армянских государств на сегодняшний день является именно контроль над освобожденными территориями. Армения сейчас практически полностью является частью российского имперского пространства, и единственная территория, которая не входит в это пространство – освобожденные территории. МИД и Давид Шахназарян уговаривают отдать и их – взамен можно получить возможность «суверенный вассалитет» в составе России.
Наира АЙРУМЯН
"Лрагир.Ам"