Политическое урегулирование региональных конфликтов — это императив времени. Являясь одновременно азиатской и тихоокеанской державой, Советский Союз стремится к тому, чтобы не допустить превращения Юго-Восточной Азии (ЮВА) в плацдарм для новой военной конфронтации между социализмом и капитализмом. Включение ЮВА в общий процесс создания всеобъемлющей системы международной безопасности, с которой Советский Союз выступил на XXVII съезде КПСС, — это гарант превращения данного региона в зону мира, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества.
ЮВА как ’’исторический регион”, долгое время находившийся на периферии мировой политики, с середины нашего столетия превратился в одну из ’’горячих точек” планеты. Стратегически важное географическое положение на стыке Индийского и Тихого океана, значительные запасы таких видов сырья, как олово, нефть, медь, бокситы, натуральный каучук, сделали этот район объектом активной политической и экономической деятельности империалистических государств, и прежде всего США.
Кульминацией американской ’’сверхвовлеченности” в дела региона явилась развязанная империалистическими кругами США война во Вьетнаме. Неудача этой авантюры потрясла американское общество и привела, по оценкам видных представителей научных и политических кругов США того времени, к ’’критическому провалу всей американской философии международных отношений”.
Победа патриотических сил Индокитая в апреле 1975 г. вновь поставила ЮВА в центр внимания политологов и государственных деятелей США, создавших в тот период концептуальную основу американских ’’национальных интересов” в регионе. Именно в то время в американской научной литературе был поднят вопрос о том, насколько актуальны интересы CLIA в ЮВА и следует ли вообще придавать этому региону существенное значение.