С 1 июля текущего года в Армении объекты общественного питания должны платить 6%-й налог с оборота. Повышение налогов будет осуществляться поэтапно, и за полтора года повысится до 10% с оборота.
На повышение налогов ряд ресторанов ответили ростом цен, однако это, как уверены эксперты, не решит всех проблем, а скорее наоборот – ударит по туристической привлекательности Армении. Специалисты отмечают: сфера общественного питания является крупным направлением сбыта сельхозпродукции. Кроме того, рестораны и кафе – это мощная «биржа труда», открывающая большие возможности для трудоустройства.
Интервью Новости Армении - NEWS.am президента Ассоциации рестораторов и отельеров Северного Кавказа, гастроисследователя Анны Еловиковой.
Армянские рестораны уже заявляют о постепенном повышении цен в связи с ростом налогов. Сыграет ли это негативную роль в деле развития ресторанного бизнеса?
Повышение цен всегда влечет за собой некое «затишье». В этом случае, выживут как раз крупные предприятия, которые могут себе позволить работать не на марже, а на обороте, и имеющие финансовую «подушку», чтобы пережить трудные времена. А вот небольшие семейные кафе, отличающиеся своей душевностью и неповторимым колоритом, которые сейчас так набирают популярность у туристов, вряд ли смогут справиться с такой нагрузкой.
На мой взгляд, нельзя уравнивать всех, применяя одинаковые налоговые условия. Логичнее и более безболезненно будет дать выбор предпринимателю по части формирования налогообложения его предприятия. Ведь комфортные условия позволят ему не только развивать свой бизнес, но и обеспечить рабочими местами население.
Армения, как никакая другая страна, имеет очень большой потенциал в развитии именно гастротуризма. Плацдарм для этого есть. Нужно проработать грамотную стратегию и тактику.
Для этого необходимо обеспечить индустрии комфортные условия развития, возможность обучения кадров за рубежом, государственные программы поддержки для малого и среднего бизнеса, налоговые послабления и каникулы. Ведь, если страна хочет составить конкуренцию туристическим столицам мира, нужно помнить, что именно еда является международным языком общения.
Не вынудит ли повышение налогов уйти рестораны в налоговую тень?
Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. В России налоговое бремя зависит от величины бизнеса. У нас нет разделения по принципу «налоги для ресторанов» и «налоги для всех остальных». Ресторан - это такой же бизнес, как и все остальные. И рестораны платят такие же налоги.
Но! Есть понятие налоговых послаблений, различных программ для малого и среднего бизнеса и, самое главное, есть выбор в определении налогообложения своего предприятия. А если есть желание работать, то можно всегда найти свой законный вариант.
Но наша система формировалась на протяжении уже длительного времени и люди адаптируются к условиям, выбирая удобную для себя систему налогообложения. Это и есть наиболее удобный для всех вариант.
С какими трудностями могут столкнуться региональные рестораны в случае повышения налогового бремени? Нуждаются ли они в каких-то налоговых льготах?
Разумеется, регионы остро нуждаются в налоговых льготах. На примере России могу отметить, что каждый субъект федерации имеет право сам определять налоговую ставку, исходя из возможностей региона и его населения.
К примеру, в приграничных селах Армении непростая социальная ситуация. Люди готовы работать, развивать производство сельскохозяйственной продукции, создавать гастрономическо-туристический бренд, как, например, село Беркабер. Но для этого нужны инвестиции, которые, в случае с уравниванием налогообложения в крупных городах и небольших селах, убьют всю инициативу вкладывать в регионы.
Какую роль играют рестораны в развитии туризма и сельского хозяйства?
Если говорить об Армении, то у республики есть все шансы стать туристическипривлекательным регионом. Именно туризм может стать одним из приоритетных направлений развития экономики. А туризм - это, в первую очередь, высокие стандарты HoReCa, и достичь этих стандартов можно, в том числе, и лояльным отношением налоговых органов к этой индустрии. По крайней мере, на этапе становления и стабилизации.
Увеличение туристического потока влечет за собой увеличение оборота в кафе и ресторанах, и, как следствие, наращивание объемов сельскохозяйственной продукции, развитие новых направлений и увеличение численности рабочих мест.
Как вы оцениваете национальную кухню с точки зрения туристического бренда?
Путешествуя по миру, мы точно знаем, что кухня каждой страны имеет свои национальные особенности, свои «особые» продукты, часто производимые только в одном регионе и являющиеся его визитной карточкой. Поэтому национальная кухня играет громадную роль в формировании портрета страны как туристического бренда. Именно аутентичная кухня, качественные продукты и чистая вода являются решающим фактором в выборе туристом страны для путешествия, особенно, когда это путешествие семейное. Армянская кухня достойна быть узнаваемой.
Насколько важно развивать гастротуризм именно в регионах, где есть свои традиции национальной кухни?
Это не то, чтобы важно. На этом можно «играть». Это то, что может принести деньги в регион. На Северном Кавказе - несколько республик, здесь живут представители разных национальностей, и, разумеется, у каждого народа свой национальный продукт.
Например, в Дагестане проживают люди 102 национальностей, из них 30 коренных народностей, имеющих свои языковые группы, культуру и кухню. В любом регионе мира есть свои особые блюда и продукты. Разумеется, туристы в большинстве своем едут за гастрономическими впечатлениями. И именно гастротуризм - самый легкий способ«набрать группу».
Важно, что этим туристам может предложить страна, в которую они едут. Мы едем в Италию за пармезаном и пастой, во Францию - за устрицами и десертами, в Грузию - за хинкали и хачапури, в Дагестан - зачуду, в Осетию - за брынзой и пирогами.
В Армению можно ехать не просто «вкусно поесть, потому что все продукты свежие, а вода чистая». А потому что, к примеру, в одном селе можно попробовать самый вкусный лаваш, в другом – приготовленные по особой технологии сухофрукты… Или же побывать в столичном ресторане, где готовят толму «Удоли» по древнему рецепту, открыть для себя современную трактовку традиционных национальных блюд… Именно это придает туристическим поездкам особый колорит.
Как осуществляется в России налогообложение предприятий общественного питания?
Вариантов налогообложения предприятий в России несколько. С одной стороны, бизнес может начислять и платить в бюджеты налоги по «общей» схеме, что очень усложняет бухгалтерский учет и увеличивает риски ошибок и соответственно нарушений. С другой стороны, существуют специальные системы налогообложения, которые существенно уменьшают количество налоговой отчетности. Спецрежимы можно применять с определенными ограничениями, например, по виду деятельности или по максимальной выручке заведения. Расчет налоговой нагрузки по спецрежимам может производиться от площади заведений, от дохода заведения или от прибыли. Раз в год любой бизнес может поменять спецрежим на более «выгодный» для себя. Такой подход государства позволяет малому и среднему бизнесу выбирать для себя наиболее подходящий режим уплаты налогов, законно «оптимизируя» налоговую нагрузку.
Я очень надеюсь, что руководство Армении подойдет более детально к решению этой задачи. Выслушает рестораторов, вникнет в их насущные проблемы и примет правильное решение, при котором будут соблюдены интересы и бизнесменов, и государства, поскольку динамичное развитие той или иной отрасли напрямую зависит от совместных действий всех.
Новости Армении - NEWS.am