Именно через анализ взаимодействия между пространством и обществом можно будет предложить концепцию развития города, наиболее близкую жителям Гюмри. Естественно, мы будем максимально придерживаться методов национальной архитектуры, особенно в плане восстановления культурно-исторических зданий
В начале будущего года начнется реализация инновационной программы "Гюмри: от упадка до расцвета". Ее автором является выпускник Высшей архитектурной школы Лиона Юго ДАГГИЛЬОН. С ним на днях встретился корр. "ГА".
- Г-н Даггильон, вы взялись за достаточно сложный проект. Почему именно Гюмри?
- В прошлом году мы в порядке обмена студентами приехали в Армению. Надо было выбрать тему диплома. Мой руководитель профессор Сюзан Моно и директор Центра креативных технологий "Тумо" Мари Лу Папазян предложили поехать в Гюмри и там выбрать тему. Сказать, что я был потрясен увиденным, значит, ничего не сказать. В декабре исполнится 30 лет со дня трагического землетрясения, а Гюмри до сих пор полностью не восстановился. Особенно это касается градостроительства. Вот я с группой моих единомышленников и решили попытаться внедрить в Гюмри новую технологию проектирования и строительства домов, а также восстановления культурно-исторических памятников.
- В чем суть этой программы?
- В последние годы во многих развитых странах мира выросло так называемое поколение SuperDutch, уверенное, что архитектура - это не просто проектирование здания, но прежде всего создание масштабных концепций и публичная полемика. Например, во Франции, Германии и Голландии государство, давая возможность молодым экспериментировать, оказывает значительное влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика и инвестора. Современная архитектура европейских стран - это нетривиальность, лаконизм и многообразие простых гармоничных форм.
- А почему это поколение названо SuperDutch?
- Концептуальный подход, подразумевающий плотный диалог с населением и со специалистами из смежных профессий, стал базой проектного метода во многом благодаря усилиям Рема Колхааса, основавшего в 1975 году ОМА (Office for the Metropolitan Architecture). Бюро стремится расширить области архитектурной активности, включая в профессиональный инструментарий социальные, экономические, культурные и политические дисциплины.
Уроженец Роттердама, лауреат Прицкеровской премии и теоретик деконструктивизма, профессор Гарварда, Колхаас начинал как журналист и сценарист. Автор зданий, каждое из которых - яркий пример новой архитектуры (Роттердамского художественного музея, Посольства Нидерландов в Берлине, бутика Prada в Нью-Йорке, Дома музыки в Порту, Центральной библиотеки Сиэтла), занятия проектированием традиционно сопровождаются открытыми дебатами и выпуском книг, что придает архитектурному проекту статус значимого культурного события. Перу Колхааса, самого пишущего из архитекторов-практиков, принадлежит одна из наиболее известных книг по архитектуре "Нью-Йорк вне себя".
"На самом деле архитектура - это и судьбы, и обстоятельства, и мифология", - утверждает автор. О мировом признании и об авторитете голландца свидетельствует и факт его неоднократного назначения куратором Венецианской биеннале архитектуры. Колхааса нередко называют летучим голландцем, ибо без него не обходится ни один авторитетный конкурс или крупный форум. Именно он и ввел в обиход термин SuperDutch. Когда человек чувствует себя ответственным за среду, в которой проживает, и является ее соучастником проектирования. В таком подходе всегда есть место инновации, поэтому голландцы - это "суперголландцы", цивилизация технологий. Им сразу не повезло - слишком много воды и мало земли, поэтому голландцы научились осушать морское дно и извлекать из минимальных ресурсов максимум прибыли.
Для каждого участка страны есть свой госплан - именно он, а не случайные фермеры или девелоперы определял, как обустроить территорию. При каждом голландском муниципалитете есть своя комиссия по красоте - независимая организация, которая не позволяет строить ни одного здания лишь из желания заработать. Чтобы разбавить плотность городского населения, государство в 70-х начало строить пригороды с доступным жильем. Это так называемые винекс-районы, у которых с самого начала были все шансы стать мигрантскими гетто. Но государство еще на этапе застройки работало над архитектурной, эстетической и политической привлекательностью районов для всех социальных групп. Ухоженные каналы, чистые улицы, домики с садом и собственным причалом. Гетто стало голландской мечтой, где виллы и социальные кварталы имеют одинаковый вид из окна.
- А как конкретно вы собираетесь применять эту методику в Гюмри?
- В нашем проекте предлагается открыть поле для размышлений о развитии Гюмри через человеческий фактор, реальный жизненный опыт жителей и их восприятие территории. Именно через анализ взаимодействия между пространством и обществом можно будет предложить концепцию развития города, наиболее близкую жителям Гюмри. Естественно, мы будем максимально придерживаться методов национальной архитектуры, особенно в плане восстановления культурно- исторических зданий. Мы уже встретились с сотрудниками гюмрийского муниципалитета и разработали план совместной работы, собрали данные о городе, ознакомились с Генпланом и ПДП Гюмри. Накоплена большая база данных, на основе которой мы и начнем проектирование домов. Есть уже и веб-сайт, по которому можно ознакомиться с нашей программой. Если все пойдет по плану, в декабре мы проведем презентацию проекта и начнем ее реализацию.
Тигран МИРЗОЯН
http://golosarmenii.am/