КНР рассматривает Армению в качестве достойного партнера. Более того, Пекин и Ереван настроены на расширение сотрудничества. В каких областях могли бы тесно взаимодействовать две страны, читайте в материале колумниста Sputnik Армения.
В Китае говорят: "Если не знаешь, куда идешь, зачем ты туда идешь?". Куда и зачем идти – китайцы знают. А еще они знают, зачем приходят к ним незваные гости, и потому не хотят их у себя видеть.
Например, американскую певицу, дизайнера, продюсера и еще много чего другого Леди Гагу. Дама пообщалась в США с духовным лидером тибетских буддистов Далай-ламой, которого официальный Пекин считает волком в монашеском облачении, и этого хватило, чтобы закрыть перед артисткой дверь в Китай, а также запретить ее песни на всей территории страны.
Как отнесутся к этому миллионы ее почитателей в мире, Китаю совершенно все равно: спокойствие и порядок в государстве Пекину дороже, а чтобы поддерживать интерес к себе на державной планке, у Китая имеются свои рычаги.
Эти рычаги, прежде всего, связаны с экономикой – одной из самых мощных на сегодня, если не самой мощной в мире.
А еще Китай отличает неспешность в выводах и сдержанность в оценках. Одного из китайских руководителей однажды спросили: "Как вы относитесь к Великой французской революции?" Тот ответил: "Вы знаете, всего двести лет прошло. Слишком рано об этом говорить".
…Рассказывая о своей стране колумнисту Sputnik Армения, советник посольства КНР в нашей республике, господин Чжоу Хунью акцент ставил на том, что связывает или, точнее, должно связать Ереван с Пекином.
Конечно, едва перевалившая за несколько миллионов численность населения Армении, по сравнению с более чем миллиардной китайской махиной, – даже не капля в море, а молекула, но отношение к золотнику, который мал, да дорог, никто не отменял. КНР видит в Армении достойного партнера.
Китайцы умеют и хотят жить долго, поэтому в КНР, где уровень загрязненности земли и воды высок, Армения могла бы поставлять экологически чистые овощи и фрукты, а еще мясные продукты без химических добавок, получая взамен современную технику и инновационные технологии.
Рядом с овощами, фруктами и мясом – армянский мед, цена которого в Китае примерно в три-четыре раза выше, чем в самой Армении. Наш мед весь Китай, понятное дело, не накормит, но малый и средний бизнес в Армении точно расшевелит. Плюс возможность приглашать в страну предпринимателей из Поднебесной, объясняя им, что армянская рабочая сила в разы дешевле, чем в самой КНР или других азиатских странах.
Следующее: дороги – железнодорожные, автомобильные. Армения интересует Китай как транспортный коридор в Европу через Ближний Восток, Южный Кавказ и Иран – этому способствует удачное геополитическое положение нашей республики. Не любящие рисковать китайские инвесторы готовы потратиться на строительство автомобильных и железных дорог в нашей горной стране, хотя это потребует больших затрат.
Для присоединения Армении к транспортной инфраструктуре "Один пояс, один путь" необходимо как можно скорее запустить дорожный коридор "Север-Юг", чтобы превратить Армению в транзитную страну со всей втекающей отсюда в бюджет Армении денежной наличностью.
Насколько в этом и многом другом мы преуспеваем? Не сказать, чтобы очень.
Из соображений известного армянского китаеведа, политолога, профессора Мгера Саакяна, чью монографию "Инициатива Китая "Один пояс, один путь" и Армения" господин Чжоу Хунью любезно преподнес Sputnik Армения.
Так вот, в 2016 году (более свежих цифр, к сожалению, нет) Армения экспортировала в Китай товаров всего на 96 миллионов долларов или на 40% меньше, чем годом раньше. Китай же поставил нам всякого добра на 358 миллионов долларов, больше всего вложив в металлургию.
Финансы. Предполагается, что для реализации совместных проектов на территории Армении местные компании могут вступить в прямые переговоры с китайскими банками и начать инвестирование в родную экономику. Но это тоже пока больше в портфеле, чем на деле.
Что могло бы оживить картину? Все, что способствует лучшему узнаванию и сближению народов, экономик, культур. Здесь самое место назвать Армянский центр Гонконга, Союз армянских студентов Китая, а также Исполнительный комитет армянской общины Китая. Не так, чтобы очень мощные двигатели сближения, но хоть что-то.
В 2014 году при поддержке министерства образования Китая в Пекинском университете иностранных языков стали преподавать армянский язык. Но по окончании курса лишь несколько китайских студентов захотели продолжить обучение в Армении.
Информация к размышлению: в России китайских студентов принимают 305 вузов 85 городов. Это, прежде всего, вузы, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге.
По словам советника посольства, армян в Китае мало, пожив в стране какое-то время, они переезжают в другие государства.
– Думаю, причина еще и в том, – в свою очередь поясняет профессор Мгер Саакян, – что Армения установила дипломатические отношения с Китаем лишь около двух десятков лет назад, а армянская община страны функционировала недостаточно энергично, не было и безвизового режима. Сегодня он уже введен.
– А главное, – говорит советник Чжоу Хунью, – есть обоюдное желание общаться и развивать отношения.
Инф. ru.armeniasputnik.am