Утки, гуси, лебеди вот-вот начнут возвращаться из мест зимовок. Это как раз те самые водоплавающие, которые сегодня «обвиняются» людьми в переносе вируса опасного заболевания под названием «птичий грипп». В представлении обывателя «птичий грипп» - напасть, невесть откуда свалившаяся на головы людей. Но вирус, вызывающий эту болезнь, существовал, по крайней мере, со дня сотворения птиц, которые и являются естественным резервуаром «птичьего гриппа». Вирус этого заболевания высоко мутагенен и способен принимать форму, опасную для человека. Противостоять этому, прежде всего, помогают необходимые знания: формула «информирован – значит вооружен» пока ни у кого не вызывает сомнения. И главная заповедь – соблюдать как «азбучные истины» личной гигиены, так и санитарные нормы содержания домашних животных.
Пути мации водоплавающих пролегают, преимущественно, вдоль крупных рек и через сильно обводненные территории. Анализ распределения птиц различных географических популяций на гнездовании, зимовках и их пролетных путях позволяет сделать вывод о важной роли птиц одних популяций в возможном заносе и распространении вируса «птичьего гриппа» и «практическую безопасность» других популяций.
В границах России существует 6 территориальных группировок, которым свойственны четко выраженные пролетные пути, общность районов гнездования. Коснусь только некоторых из них. Североевропейская группировка птиц, охватывающая гнездованиями тундру и лесотундру Европейской части России, обычно зимует в Германии, Дании, Нидерландах и Великобритании. Это – страны высокой санитарной культуры, что дает определенные эпидемиологические гарантии. Минимальна вероятность заноса опасного заболевания и птицами западноевропейской группировки, можно быть спокойными и за птичьи группировки Северо-Восточной Сибири, районы зимовок которых расположены на Тихоокеанском побережье США.
Опасения эпидемиологов, с точки зрения распространения вируса «птичьего гриппа», вызывают пернатые дальневосточной и восточносибирской территориальных группировок, возвращающиеся к российским гнездовьям из Юго-Восточной Азии, Китая, Кореи. На упомянутых территориях не только находится постоянно действующий очаг вируса гриппа, но и существуют все условия для его генетических изменений в сторону приобретения пандемических свойств. Учитывая это, можно сделать вывод, что именно птицы, зимующие или пролетающие во время мации территорию Китая и других стран этого региона, будут представлять наибольшую опасность как переносчики опасных штаммов вирусов гриппа.
Не могу не затронуть тему отстрела перелетных стай. Кто-то видит в этом «радикальный способ» решения проблемы распространения «птичьего гриппа». Помимо противозаконности и антигуманности этой меры, она еще и совершенно бессмысленна с точки зрения противостояния заносу вируса. При массовом отстреле будут уничтожаться и редкие виды птиц, что поставит некоторые популяции на грань исчезновения. Однако самым негативным последствием отстрела диких птиц является активный вынос вируса «птичьего гриппа» из первичного очага (водоема) и его перемещение в населенные пункты. Дополнительное рассеивание вируса может происходить за счет крови битых птиц и подранков, многие из которых станут добычей ворон, собак, лис и других животных.
Каков же прогноз возможного распространения «птичьего гриппа» в России наступающей весной? Вспышек следует ожидать, в первую очередь, на личных подворьях в южной части Западной Сибири, поскольку именно через эту территорию мируют птицы из традиционно «опасных» в эпидемиологическом отношении азиатских районов. Но время пролета еще не пришло, оно начнется в апреле. Мация – природное явление, и способов управления этим процессом практически не существует. В отдельных случаях птиц удается отпугивать от конкретных объектов или привлекать за счет создания мест кормежки.
Нельзя забывать, что вина диких птиц в распространении вируса гриппа пока научно не доказана. Вирус способен прибыть не только «на крыльях птиц», но и самолетов, так что, всегда есть опасность «экспортировать» его извне - через одежду, обувь, разные вещи.
В этом сезоне «птичий грипп» стартовал с южных границ европейской части России – именно там уже зарегистрированы его локальные вспышки. Дело в том, что в этих местах, на «теплых квартирах», зимовало много наших птиц, среди которых были, конечно, и больные. В северной же части российской территории, от границ средней тайги и до побережья Ледовитого океана - никаких эпизоотий не предвидится.
Евгений Кузнецов, ведущий научный сотрудник Центра здоровья диких животных ВНИИ природы
Инф. РИА Новости