Экономика была далеко не главным приоритетом новой «оранжевой» власти. Как известно, новая власть пришла в результате событий конца 2004 года. Пришла, чтобы сменить существовавший в стране политический режим. Это была грандиозная историческая задача, связанная с изменением всей системы формальных и неформальных институций государства, взаимодействия государства и общества, смены политики, стиля власти. ...
Это достаточно долгосрочная и сложная задача, и ради нее и была создана победившая «оранжевая» коалиция. Экономика не была ни первым приоритетом, ни предметом выработки совместной политики. Власть объединила многие политические силы, нацеленные на выполнение именно главной задачи — изменения политического режима. Но они не вырабатывали единую коалиционную политику в отношении экономики. Она вырабатывалась методом проб и ошибок при наличии совершенно разных взглядов на экономику. Поэтому прошлый год — и мне это кажется естественным — был годом повышенных рисков для экономики со всех точек зрения. Я напомню некоторые из них: резкая смена слоя высшей бюрократии, беспрецедентный маневр с социализацией бюджета, реприватизационная кампания, непрерывные конфликты внутри власти. Как реагирует на это экономика? Многие говорят, что плохо. Однако я позволю себе сказать так: на мой взгляд, есть некоторые сигналы качественные, которые свидетельствуют о том, что далеко не все было так неблагоприятно. В качестве примера возьму четыре направления: доверие субъектов экономики к государству, позитивные ожидания, устойчивость системы и успех социального курса.
Итак, пункт первый — доверие. Здесь беспрецедентный за всю историю Украины рост депозитных вкладов физических и юридических лиц и кредитов, ими взятых. Странно, в условиях таких повышенных рисков такая странная реакция. Второй пункт — позитивные ожидание. За время нахождения новой власти у руля, с момента избрания президентом Виктора Ющенко и до сегодняшнего дня индекс фондового рынка повысился на 75%. Теперь возьмем инвестиционный климат. При очевидной настоенности иностранных инвесторов те из них, кто решился сделать крупные покупки, покупали их по беспрецедентно высоким ценам, неожиданным для всех аналитиков. Это касается и «Кривостали», и банка «Аваль», и Укрсоцбанка. Что-то они знают, наверное, лучше, чем мы здесь, в Украине. Третий момент — устойчивость экономики. Здесь уместно вспомнить, что резервы Национального банка выросли более чем вдвое. Идет быстрое развитие банковской системы в целом. Инфляция 10 с небольшим процентов. Как по мне, то для ситуации первого года после таких грандиозных пертурбаций — это вполне пристойная реакция экономики. При этом оптовые цены производителей промышленной продукции, основа для будущей инфляции, уменьшились более чем вдвое. Я хочу обратить внимание, что беспрецедентно снизились убытки предприятий. Такого не было за все годы независимости Украины.
Последний момент — уровень жизни бедной части населения. Несмотря на все лозунги о том, что инфляция все съела и был бессмысленный социальный маневр, уровень жизни бедных людей повысился. Если обратиться к структуре продуктов питания в 2005 году, то она совершенно заметно изменилась. Заметно выросло потребление молока, мяса, рыбы, фруктов и отчетливо снизилось потребление картофеля и хлеба. Существуют рациональные нормы потребления, которые приблизительно равны нормам потребления в Европе. Они не соблюдаются в Украине, их мало кто может себе позволить. Но хочу сказать, что в 2004 году для того, чтобы купить такой набор продуктов, среднему украинцу нужно было потратить 81% своих доходов. В 2005 году — 70%. Я уже не говорю о таком косвенном показателе, как рост покупок новых машин, которые к тому же возросли в цене на 25%.
Что означают эти данные — что субъекты экономики достаточно спокойно отнеслись к повышенным рискам, которые были связанны со сменой власти. Думаю, это значит, что этих субъектов устраивает заявленная миссия новой власти. Структурные изменения не произошли в этом году, была задача слома старого режима. Но я думаю, что если этот сигнал будет услышан и начнутся структурные реформы, связанные с повышением дееспособности государства (а без этого другие реформы не могут быть), то мы получим опять неожиданный позитивный результат, что уже неоднократно было в истории нашей страны.
Автор: Александр Пасхавер, советник президента Украины, президент Центра экономического развития
Газета "ДЕЛО"