Все самые худшие опасения транспортников сбылись. Подписанный на прошлой неделе Президентом новый Закон «Об автомобильном транспорте» наступает на большинство любимых мозолей таксистов. Вызвавшие волну забастовок частных извозчиков нормы, подогнанные под таксопарки, так и остались в окончательной версии документа. Серьезные испытания ждут и других их коллег по цеху. Компаниям, обслуживающим междугородные и городские перевозки, предстоит потратиться на облагораживание собственных автопарков. И уж совсем горько придется гаишникам, у которых отобрали эксклюзивное право на проведение техосмотров.
Минтранс подсидел автоинспекцию
Основным нововведением закона является легализация минтрансовского ГАИ — Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте. Эта структура была создана Министерством транспорта и связи в прошлом году, чтобы навести порядок на рынке предоставления услуг автоперевозок в Украине (по сути, она сконцентрировала в себе функции транспортных инспекций при местных администрациях, налоговой, ГАИ и других структур, контролирующих перевозчиков), однако до сих пор не имела реальных рычагов влияния из-за отсутствия законодательно закрепленных за ней полномочий. Теперь же круг обязанностей Глававтотрансинспекции определил новый автомобильный закон. Пожалуй, главная из них — это выдача лицензий на обслуживание маршрутов и их аннулирование в случае несоблюдения перевозчиком лицензионных условий. Усилить контроль в сфере перевозок призвана и другая новация — введение нового вида проверок — рейдовых. Представителям минтрансовского ГАИ разрешено проводить их раз в квартал и отслеживать соблюдение транспортными компаниями требований безопасности пассажирских перевозок и доного движения, причем без предупреждения проверяемых.
Помимо возможности неожиданных рейдов контролеров, перевозчикам отныне светят еще и дополнительные расходы. Дело в том, что новый закон предполагает проведение добровольной сертификации услуг. А чтобы заинтересовать компании в их получении, обладателям сертификатов обещают отдавать предпочтение в конкурсах на право получения маршрутов. Как уверяют в Минтранссвязи, сам сертификат должен стоить всего несколько сот гривень. Перевозчики же говорят, что главные траты будут связаны с выполнением всех сертификационных требований к возрасту машин, их техническому состоянию, оборудованию парков и пр. По мнению экспертов, законодательные новации спровоцируют укрупнение транспортных компаний, поскольку мелкие просто не потянут предполагаемых солидных трат, а также рост стоимости перевозок — транспортники переложат понесенные расходы на своих клиентов.
Впрочем, определенные послабления в документе все же имеются. Закон ставит точку в конфликте между транспортниками и ГАИ по поводу перевозок стоящих пассажиров. Теперь на пригородных и городских маршрутах официально разрешено перевозить стоящих пассажиров в количестве, предусмотренном технической характеристикой автобуса.
Положительным моментом является определение обязанностей местных администраций по содержанию инфраструктуры автобусных остановок, дорог и т. п. На местные власти теперь возложена обязанность за собственный счет содержать и оборудовать остановки. Ранее в некоторых регионах транспортным компаниям в ненавязчивой форме предлагали возводить данную инфраструктуру за собственный счет. Еще один интересный момент — это содержание дорог. В законе четко прописано: если автобус получил повреждения из-за выбоины на дороге по пути следования на маршруте, перевозчик может претендовать на компенсацию от местных автодоров.
Таксистов-индивидуалов убрали с дорог
Больнее всего закон ударит по частным таксистам, поскольку законодательные нормы явно прописывались под автопарки. К такси предъявляют несколько требований. Во-первых, их необходимо должным образом раскрасить (к обязательному наличию традиционных «шашечек» на крыше автомобиля добавлены еще и характерные опознавательные знаки такси на боковой поверхности машины) и оборудовать таксометрами. Во-вторых, самому таксисту придется обзавестись лицензией. Одновременно обновленная версия документа повышает штрафы за нарушение упомянутых требований. За нелицензированное переоборудование автомобиля под такси нарушитель рискует выложить 30 необлагаемых минимумов доходов граждан (510 грн.), а за выявленный контролерами факт перевозки пассажира без лицензии — 100 (1700 грн.). Кроме того, закон оговаривает необходимость проведения ежедневных технических осмотров автомобилей и запрещает их стоянку в жилых зонах — теперь такси должно становиться на ночь на специальную стоянку. Это означает, что частникам необходимо объединяться и создавать собственную инфраструктуру обслуживания автомобилей.
Все эти нормы еще на стадии обсуждения вызвали ю серию акций протеста частных извозчиков. Они обещали устроить бессрочную забастовку в крупнейших городах, если новации останутся в документе, поскольку они считают, что это фактически лишает их заработков.
Частников допустили к техосмотрам
Еще одно скандальное положение закона — разрушение монополии ГАИ на проведение техосмотров. Согласно принятым изменениям в ближайшее время Кабмин должен разработать новые правила проведения государственного техосмотра субъектами хозяйствования, предусматривающие возможность выдачи талонов техосмотра частными СТО. Объем данного рынка оценивается в $300 млн ежегодно, однако эксперты считают, что с появлением частников он может серьезно вырасти. Дело в том, что в законе более четко прописан механизм ответственности за проведение техосмотра, и теперь талон уже нельзя будет купить, как раньше, за $20. При проведении осмотра СТО обязана выдать заказчику документы, подтверждающие виды и объемы выполненных работ. И если вовремя техосмотра будут выявлены неисправности, их потребуют устранить, иначе талон просто не выдадут. Ведь если мастер за взятку выпишет его, а ГАИ впоследствии обнаружит неисправности, то такую СТО просто лишат лицензии.
Инф. «Деловая столица»