Вчера министр финансов Виктор Пинзенык заявил, что отказывается от идеи создания в госбюджете стабилизационного фонда в размере 3 млрд грн. По мнению министра финансов, необходимость в стабфонде отпала, так как это был лишь "технический инструмент". При этом господин Пинзенык заверил, что все средства находятся на счетах Госказначейства. Однако, как выяснил Ъ, большая часть средств стабфонда уже потрачена.
На вчерашнем заседании правительственного комитета по вопросам экономической политики министр финансов Виктор Пинзенык заявил, что отказывается от идеи создания в госбюджете стабилизационного фонда. Свое решение он объяснил тем, что стабфонд являлся "техническим инструментом, который был предложен, чтобы не допустить политического рассмотрения бюджета". "Мы выступаем с просьбой предложить Верховной раде снять с контроля этот вопрос",– сказал премьер-министру господин Пинзенык.
Напомним, что создать стабилизационный фонд Виктор Пинзенык предложил во время подготовки проекта бюджета на 2006 год. По его замыслу в стабфонд должны были войти оставшиеся средства от продажи "Кривостали". Как уже писал Ъ, из 24,2 млрд грн, полученных за "Кривосталь", порядка 7 млрд грн было использовано на покрытие дефицита бюджета 2005 года. После этого с учетом выплат прежним владельцам предприятия – Виктору Пинчуку и Ринату Ахметову – в распоряжении государства осталось 12 млрд грн. Согласно принятому бюджету-2006, 9 млрд грн из этой суммы должны покрыть дефицит текущего года, а еще 3 млрд грн нераспределенных средств на счетах Госказначейства как раз и должны были стать стабилизационным фондом (см. Ъ от 9 декабря 2005 года).
Отстаивая свою идею в Кабмине и в парламенте, господин Пинзенык неоднократно говорил, что стабфонд не должен быть потрачен в течение одного года. "У нас должен быть ресурс для продолжения тех программ, которые не завершить за один год, например, строительство метро",– заявлял он. Из разовых расходов, которые Минфин заложил в стабфонд, министр, в частности, называл расходы на энергосбережение (600 млн грн) и программу долгосрочного кредитования инвестиций в сельское хозяйство (400 млн грн) (см. Ъ от 14 ноября 2005 года). Кроме того, министр финансов планировал направить часть средств на проведение инвестиционных и инновационных программ. И хотя депутаты до последнего отказывались голосовать за проект бюджета с "нераспределенными средствами", господин Пинзенык так и не уступил, заявив, что для правительства "это вопрос принципиальный".
Однако, как выяснил Ъ, в настоящее время необходимость в стабфонде отпала не только по названным политическим мотивам. Как сообщил Ъ источник в Минфине, из 3 млрд грн стабфонда на счету Госказначейства осталось чуть больше 1 млрд грн. "Нужно иметь ресурс, чтобы работал стабилизационный фонд,– заявил источник Ъ.– Сейчас тех объемов уже давно нет. Потратили их". По словам чиновника, значительная часть средств направлена на покрытие дефицита Пенсионного фонда Украины (ПФУ), перечислена на спецсчета Кривого Рога и Днепропетровска, а также на дополнительное финансирование Центризбиркома.
Напомним, что в конце прошлого года на погашение дефицита ПФУ из бюджета 2006 года были направлены 1,6 млрд грн. Тогда министр финансов и и. о. бюджетного комитета Верховной рады (ВР) Людмила Супрун назвали это "техническим решением", которое позволило финансово поддержать ПФУ и не допустить срыва выплат пенсий в январе 2006 года (см. Ъ от 16 декабря 2005 года). В феврале и марте этого года ВР внесла изменения в бюджет на 2006 год, выделив дополнительные 336,4 млн грн на развитие Кривого Рога и прилегающих к нему населенных пунктов Днепропетровской области (см. Ъ от 24 февраля) и повышение зарплат ам избирательных комиссий (см. Ъ от 15 марта). Таким образом, почти 2 млрд грн непредвиденных расходов в итоге были покрыты из "заначки" Минфина. Стоит отметить, что такой механизм предусмотрен законом "О госбюджете на 2006 год", согласно которому на непредвиденные траты должны идти свободные средства на счетах Госказначейства.
Примечательно, что на вчерашнем заседании комитета Виктор Пинзенык заверил, что "средства сейчас есть на счетах Госказначейства". Однако связаться с министром финансов для уточнения расходов из стабфонда Ъ вчера не удалось. В свою очередь, глава Госказначейства Александр Шлапак сообщил Ъ, что "на едином корреспондентском счете казначейства находится 14 миллиардов гривен, и деньги от 'Кривостали' не потрачены". Однако детально разъяснить, откуда поступила эта сумма и на что будет потрачена, господин Шлапак не смог: "По этим вопросам обращайтесь в Минфин".
То, что львиная доля стабилизационных средств уже использована, подтвердил Ъ и бюджетного комитета ВР Владимир Майстришин. "Мы перед новым годом дали средства Пенсионному фонду на покрытие дефицита, чтобы не увеличивать расходы в 2006 году,– рассказал Ъ господин Майстришин.– На финансирование выборов также средства оттуда. Мы фонд порезали. Там осталось около одного миллиарда гривен".
НАТАЛЬЯ Ъ-НЕПРЯХИНА, АЛЕКСАНДР Ъ-ХОРОЛЬСКИЙ
Как устроен стабилизационный фонд России
Стабфонд Российской Федерации создан на основании главы 13.1 Бюджетного кодекса, который был принят 17 июля 1998 года. Под стабфондом понимается следующее: "Часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки Urals, эквивалентная $197,1 за одну тонну ($27 за один баррель)". Эти средства могут быть использованы для финансирования бюджетного дефицита, при снижении цены на нефть ниже базовой и если накопленный объем средств превышает 500 млрд рублей ($182 млрд). Ежемесячно в стабфонд зачисляются средства вывозной таможенной пошлины на нефть, если ее цена превышает базовую. Управление средствами стабилизационного фонда осуществляется министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Средства стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств.
Инф. Кommersant