История куклы, которая принесла ее автору несколько миллиардов долларов.
Рут Хэндлер соз-дала пластико-вый символ США. Появление Барби вызвало скандал, но кукла до сих пор держится в числе самых ходовых товаров в мире.
Г-жа Хэндлер (в девичестве Моско) родилась 4 ноября 1916 г. в городе Денвер, штат Колорадо. Она была младшей из десяти детей в семье польских эмантов. Отец Рут работал кузнецом, а мать всецело посвятила себя домашнему хозяйству. После школы будущая миллиардерша заявила родителям, что будет учиться, хотя, по их мнению, она должна была посвятить себя семье и детям. В 1934 г. Рут поступила в колледж, а через два года бросила учебу и уехала в Лос-Анджелес, где устроилась на работу стенографисткой в кинокомпанию Paramount Pictures.
В Лос-Анджелес за ней приехал ее школьный друг художник-дизайнер Эллиот Хэндлер. Они поженились, и Рут стала договариваться с магазинами о продаже работ мужа. Вскоре к семейному делу решено было приобщить их общего приятеля Гарольда Мэттсона. В 1945 г. они открыли фирму Mattel, название которой состояло из букв фамилии Мэттсона (Mattson) и имени Эллиота (Elliot). Фирма начала выпускать рамы для картин.
У г-жи Хэндлер было двое детей — Барбара и Кеннет. Однажды, наблюдая за тем, как дочь выстраивает куклам домик из спичечных коробков, Эллиот решил сделать из обрезков от деревянных рам кукольную мебель. В результате маленькие шкафчики и кроватки стали пользоваться большим спросом, чем рамы. Идея Хэндлеров производить ушки показалась их компаньону неудачной, и он продал свою долю.
Спустя некоторое время Рут заметила, что ее дочери больше всего нравится ать с картонной куклой, похожей на ую девушку. Г-жа Хэндлер решила создать «ую» куклу, прообразом которой стала Лилли, увиденная ею в Швейцарии. Она продавалась в качестве сувенира для мужчин: блондинка с ярко-красными губами в мини-юбке. Создателем ушки был Сакс Вайссбродт, которого покорил образ девушки из комикса в журнале Bild.
Г-жа Хэндлер купила у него куклу вместе с авторскими правами на нее. С помощью дизайнеров была сделана копия Лилли — симпатичная девушка-тинейджер с женственной фигурой. В 1958 г. Рут запатентовала свое изобретение и назвала его Барби — в честь своей дочери. Через год кукла была представлена на американской ярмарке ушек, после которой противники Барби назвали куклу вызывающей, а оптовые покупатели отвернулись от новинки. Потерпев поражение на ярмарке, Рут решила раскрутить ушку при помощи телевидения. И реклама подействовала: Штаты охватила «барбимания».
Создательница куклы поручила дизайнеру Шарлотте Джонсон разработать гардероб Барби, у нее также появился собственный дом и бойфренд по имени Кен — в честь сына г-жи Хэндлер. Чем больше становилась семья Барби, тем быстрее рос доход Mattel. Ведь для каждой новой модели предлагался новый гардеробный набор и новая автомашина, смена мебели в домике... Например, когда Джейн Фонда придумала абику и увлечение ею охватило всю страну, Mattel выпустила кассету с соответствующими упражнениями для Барби.
В 70-х для Mattel наступили трудные времена — Mattel оказалась на грани банкротства. После проверки документов компании выяснилось, что еще в 1970 г., когда прибыли Mattel стали уменьшаться, Рут решила подделать финансовые документы. Суд признал ее виновной в мошенничестве. Тогда же 54-летняя Рут узнала, что больна раком и. С 1975 г. она перестала заниматься бизнесом по изготовлению куклы Барби и основала фирму Nearly Me, которая разрабатывала протезы для женщин, перенесших операцию по удалению опухоли молочной железы.
Доход от нового бизнеса г-жи Хэндлер не мог сравниться с доходами от Барби. В 2002 г. в возрасте 85 лет она скончалась в центральном госпитале Лос-Анджелеса. Кукольное королевство, созданное г-жой Хэндлер, стало для многих пластиковым олицетворением американского образа жизни, а Рут — одной из самых богатых и известных в США женщин. Оборот ее компании оказался самым крупным в мире среди производителей ушек, в карманах супругов осело $2 млрд. Теперь кукла, которую 45 лет назад на ярмарке не купил ни один оптовик, продается в 150 странах мира по $25-70 за штуку и, по оценкам специалистов, входит в двадцатку наиболее ходовых товаров в мире. По материалам ladylife
Инф. газета "Экономические известия"