Во время саммита в Киеве — 22-23 мая — ГУАМ получит статус международной структуры. Но экономических перспектив организации это, скорее всего, не придаст. На нынешнем саммите ГУАМ страны намерены активизировать соглашения о свободной торговле, подписанные еще в 2002 году. Однако взаимный товарооборот Украины со странами ГУАМ на порядок меньше, чем с Россией или Европейским Союзом....
Экономические мечты
По словам замминистра иностранных дел Украины Андрея Веселовского, соглашение о свободной торговле в рамках ГУАМ имеет все основания для эффективной реализации. «В основном есть дефицит информации и дефицит способности фирм и компаний использовать это соглашение», — сказал Веселовский. По его словам, на нынешнем саммите ГУАМ будет активизировано сотрудничество в рамках подписанного ранее «Соглашения о взаимном сотрудничестве и помощи в таможенных вопросах» и «Меморандуме о содействии торговле и транспортировке». Сейчас одним из перспективных проектов ГУАМ является украинско-грузинско-азербайджанское соглашение по созданию «Транскавказского транспортного коридора» (ТRАСЕCА). Проект предусматривает открытие единой транспортной линии «Баку-Тбилиси-Поти-Одесса-Киев».
Заместитель директора Института стран СНГ (РФ) Владимир Жарихин считает, что благодаря развитию ГУАМ Украина пытается утвердиться как региональный лидер. По его словам, официальный Кремль этот шаг Киева воспримет весьма негативно. «Если ГУАМ будет и дальше формироваться на основе политизации, то это снова осложнит переговоры по той самой «газовой проблеме», — сказал «ДЕЛУ» Жарихин.
В то же время, МИД Украины подчеркивает, что ГУАМ нельзя интерпретировать как организацию, созданную против России. «ГУАМ не является объединением против кого-то, а является объединением государств, которые имеют общие вызовы и общие интересы», — заявил Борис Тарасюк. Правда признал, что ГУАМ является продуктом неэффективности СНГ и неудовлетворенностью участников деятельностью СНГ».
Реальные возможности
«Сегодня я не вижу реальных экономических выгод в создании такой организации», — сказал директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. По его мнению, провозглашенные в рамках ГУАМ проекты по созданию транспортных коридоров могут быть эффективными только в том случае, если к их реализации присоединится ЕС. «Без реальной поддержки и заинтересованности со стороны ЕС в прокладке западного конца магистрали реализовывать такие проекты будет крайне сложно», — отмечает Бураковский.
По мнению директора Национального института украинско-российских отношений при СНБОУ Сер Пикова, Украина могла бы компенсировать затраты на импорт нефти и газа, получая доход от транзита энергоносителей из Прикаспийского региона. Он считает, что для этого необязательно создавать международную организацию. Депутат Верховной Рады Алексей Плотников (Партия регионов) сказал, что построить систему трубопроводов более реально путем подписания двусторонних контактов, а не за счет политического развития ГУАМ.
Борьба с энергозависимостью
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин: «Сейчас основой индустрии всех стран становятся энергоносители. А страны ГУАМ, за исключением разве что Азербайджана, — энергонедостаточные и энергозависимые. Без этой экономической составляющей ГУАМ обречен на зависимость от внешних оков»
Товарооборот между Украиной, Россией, ЕС и странами ГУАМ в 2005 году, млрд. долларов
Россия - 23
Страны ЕС – 24,1
Молдова - 0,575
Грузия - 0,200
Азербайджан - 0,119
Автор: Мирослава СКИБИНСКАЯ, газета "ДЕЛО"