Финансовый план Государственной администрации железнодоного транспорта «Укрзализныця» на текущий год не предусматривает роста тарифов на грузовые перевозки в текущем году. Однако руководство компании все-таки планирует добиться их повышения.
В минувшую среду на своем очередном заседании Кабинет Министров Украины утвердил финансовый план «Укрзализныци» на 2006 год, представленный Министерством транспорта и связи Украины. Согласно данному документу, основным источником доходов компании и, соответственно, Государственного бюджета Украины, станет рост объемов всех видов перевозок на 2%. Что, по мнению экспертов, вполне реально, поскольку, в связи с повышением спроса на окатыши и железную руду на международных рынках, грузопоток действительно имеет все шансы возрасти.
Что же касается такой излюбленной «Укрзализныцей» статьи доходов, как повышение тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, то оная финансовым планом не предусмотрена. Иначе говоря, в соответствии с утвержденным документом, больной вопрос взаимоотношений представителей горно-металлургического комплекса, на долю которых приходится примерно 70% всего объема железнодоных грузоперевозок, и железнодоного монополиста в нынешнем году подниматься не будет. То, что позиция Минтранссвязи в этом отношении однозначна подтвердил сразу же после утверждения финплана и министр транспорта и связи Украины Виктор Бондарь. Более того, он заявил, что по таким видам транзитных грузов, как уголь или руда, вполне вероятно даже снижение тарифов.
В сущности, подобного рода сдержанности в сфере тарифной политики со стороны Минтранссвязи следовало бы ожидать, поскольку в течение 2005 года, когда тарифы на железнодоные грузоперевозки повысились по разным данным на 39-42%, их рост достиг рекордных темпов и, вероятно, подошел к критической черте платежеспособности потребителей услуг «Укрзализныци». Однако еще в конце прошлого года отношение руководства Минтранссвязи к этому вопросу было совершенно противоположным. В частности, вместо регулярного повышения тарифных ставок, которое традиционно происходило два-три раза в год и определялось исключительно степенью порливости железнодоного монополиста и уровнем здравого смысла у очередного правительства, министр транспорта и связи Виктор Бондарь предлагал ввести механизм так называемого рыночного регулирования тарифов. Под этим понималась элементарная привязка роста тарифов к уровню инфляции. Уже тогда, согласно планам Минтранссвязи на текущий год, уровень роста тарифов должен был составить примерно 8%. Что, соответственно, предполагало бы повышение тарифов не более чем на 0,5% в месяц. В любом случае, по заявлениям г-на Бондаря, максимальный рост стоимости грузоперевозок не должен был бы превысить 12%.
В свою очередь руководство «Укрзализныци» высказывалось значительно смелее. Так, ее генеральный директор Василий Гладких просто и ясно заявлял, что «частник должен чуть-чуть „поделиться“, потому что у государства пока нет тех денег». По оным, разумеется, подразумевался самый крупный потребитель услуг «Укрзализныци» — предприятия отечественного ГМК. При этом по подсчетам г-на Гладких, уровень инфляции в 2006 году должен был бы составить не менее 12%. А значит, тарифы следовало бы повышать уже не на 0,5%, а на 1% в месяц. Более того, по его мнению, указанный уровень их роста не должен восприниматься как предел, поскольку руководство «Укрзализныци» может посчитать необходимым вернуться к практике так называемых «плавающих» тарифов. А это значит, что ежемесячно рост стоимости услуг железнодоного монополиста мог бы достичь уже 2%, что по итогам года дало бы уже никак не 8, а все 24%.
Как бы то ни было, к весне руководство Минтранссвязи свою позицию изменило, а вот руководство «Укрзализныци» — нет. Накануне рассмотрения главного финансового документа компании в Кабмине пресс-служба «Укрзализныци» распространила заявление, в котором компания выражала неудовлетворенность разработанным финпланом. Впрочем, о том, что им не предусмотрен рост тарифов на грузоперевозки, речь не шла, а недовольство высказывалось как бы в общем. А уже в минувший понедельник г-н Гладких вдруг заявил о том, что вполне доволен данным документом. Однако при этом добавил, что «Укрзализныця» непременно будет ходатайствовать о «повышении тарифов на перевозки отдельных видов грузов, несмотря на то, что данная норма отсутствует в финансовом плане компании на текущий год».
Более того, исходя из информации гендиректора «Укрзализныци» можно сделать вывод о том, что вопрос о повышении тарифов рассматривался правительством параллельно с анализом финансового плана компании. Так, г-н Гладких констатировал, что на сегодня Кабмин отклонил расчеты новых тарифных ставок, предложенных «Укрзализныцей» ранее. И это вполне может указывать на то, что, на фоне финансового плана, они показались правительству неубедительными. Однако, по привычке не отступаясь от задуманного, «Укрзализныця» тут же приступила к разработке новых предложений, которая ныне и продолжается. Между тем, согласно данным нового сборника тарифов на железнодоные грузоперевозки, их рост в текущем году может составить 3,5%-3,7%. А это отнюдь не 12%, как было обещано, а те же 40%, как уже было в 2005. Одним словом, завоеванные позиции «Укрзализныця» отдавать не спешит.
Наряду с этим она не оставила и идею о передаче Минтранссвязи полномочий в области тарифного регулирования. Как известно, этот вопрос был поднят еще в декабре прошлого года министром транспорта и связи Украины Виктором Бондарем, который заявил, что полномочия по регулированию тарифов на перевозки грузов должны быть изъяты из компетенции Кабмина и возвращены Минтранссвязи. По его словам, это позволило бы транспортникам «более оперативно реагировать на ситуацию на рынках», а попросту — постоянно менять правила ы. Для выполнения этих функций даже была заранее создана специальная комиссия при министерстве. Между тем, правительство не стало торопиться отдавать часть сравнительно недавно приобретенных полномочий и отложило принятие решения по этому вопросу до утверждения финансового плана «Укрзализныци». И, опять-таки, анализировало поданный Минтранссвязи соответствующий проект постановления вместе с изучением финплана компании.
Итак, теперь финансовый план «Укрзализныци» утвержден и, следовательно, этот важный рубеж, к которому апеллировали в процессе рассмотрения двух животрепещущих вопросов — о росте тарифов и о передаче полномочий по тарифному регулированию, достигнут. А потому, следует ожидать, что в ближайшее время Кабмин к ним как раз и приступит. Разумеется, решение этих проблем во многом будет зависеть от того, каким правительством оно будет принято. Однако уже сейчас эксперты предполагают, что вопреки отсутствию необходимых оснований тарифы все-таки будут расти. Что же касается перспективы передачи полномочий в области тарифного регулирования самому Минтранссвязи, то ее считают маловероятной.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(e-news)