Сотрудничество России и Европейского союза можно представить себе как симбиоз. Европа зависит от бесперебойного снабжения нефтью и газом, Россия располагает значительными резервами этих сырьевых ресурсов. Следовательно, отношения носят взаимовыгодный характер. Собственно, в этом вопросе разногласий между Россией и ЕС никогда не наблюдалось, однако с некоторого времени они начали питать взаимное недоверие. Обе стороны подозревают друг друга в том, что противная сторона ищет собственную выгоду в ущерб партнеру. Так что решение обсудить на саммите Россия-ЕС в Сочи вопросы энергетики было правильным. Однако было бы ошибочным ожидать от этой встречи слишком многого.
При всей дружелюбной риторике в Сочи стало ясно, насколько велики противоречия. Управляемый Кремлем монополист "Газпром" хочет повысить прибыли и влияние, войдя в доходный бизнес, ориентированный на конечных потребителей в Европе. Однако ЕС не хочет допускать этого до тех пор, пока Россия не откроет собственный энергетический рынок и пока у нее существует монополия на транспортировку энергоносителей. К огорчению ЕС Россия отказывается ратифицировать в ее нынешнем виде уже подписанную Энергетическую хартию. Они сначала подписали документ, возводящий свободную концию в ранг обязанности, и лишь потом изучили его досконально, оправдываются русские. Однако это только полуправда. При президенте Путине Россия все больше видит в нефти и газе средство удержания власти, которое она не хочет выпускать из своих рук из-за какой-то там хартии.
Если все же сочинский саммит будет вспоминаться добрым словом, то только благодаря согласованию и упрощению визового регламента. Только тогда, когда русские и европейцы получат возможность лучше узнать друг друга, зыбкий симбиоз может превратиться в нечто большее.
Даниэль Бресслер, Inopressa