Рост продаж кондиционеров может превысить 15-20%
Знойное лето может подстегнуть рост рынка охлаждающей техники. Если столбики термометров будут уверенно держаться в районе 30 градусов хотя бы до конца июля, увеличение продаж в этом году превысит обычные 15-20%. Летом основной рост торговли происходит за счет дешевых марок, однако сегмент кондиционеров премиум-класса также понемногу укрепляет свои позиции.
Июльская жара стала причиной значительного увеличения продаж. По сравнению с зимними месяцами летом они вырастают до 40%, утверждает начальник отдела маркетинга и рекламы компании «Киев Климат» Евгения Розбицкая. Эта компания является дилером китайского производителя кондиционеров Gree и сейчас ощущает возникший ажиотаж так же, как и другие торговцы. Обычно ежегодный рост продаж не превышает 15-20%, что соответствует росту покупательной способности населения. Но если температура воздуха будет держаться на уровне 30 градусов хотя бы до конца июля, есть все шансы, что этот показатель окажется превзойден.
Впрочем, рост реализации сдерживается отсутствием достаточных запасов техники. Уже сегодня многие магазины не справляются с увеличившимся потоком покупателей: установки кондиционера покупателю приходится ждать около месяца. Не оправдавшиеся прогнозы бума продаж, который ожидался в 2004-2005 гг. после жаркого лета 2003 г., заставляют дилеров остоничать с большими заказами и не забивать склады крупными партиями товара. К тому же приоритетом для японских и китайских производителей являются европейские страны. Они закупают сотни тысяч кондиционеров. А поставки значительно меньших партий охлаждающей техники в Украину не столь важны для производителей.
Темпы роста определяет дешевая техника
Увеличение объема украинского рынка в этом году может быть достигнуто за счет быстро продаваемых недорогих китайских (Gree, Haier, Midea) и корейских кондиционеров (LG, Samsung). По оценкам специалистов разных компаний, доля дешевого сегмента на общем рынке бытовых кондиционеров составляет 50-70%. Именно этот сегмент определяет темпы роста рынка в целом. С другой стороны, продажи недорогих марок наиболее подвержены влиянию летней температуры.
Стабильно хорошо продаются кондиционеры дорогого сегмента. Этот сегмент занимает до 25% рынка и состоит преимущественно из японских брендов (Daikin, Fujitsu, Hitachi, Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Electric). По словам исполнительного директора компании «Клондайк» Максима Федорова, в сегмент пытаются войти и некоторые китайские производители. В этом году они впервые предлагают мультизональные системы (VRF), которые почти в два раза дешевле японских. Ежегодная двухпроцентная мация спроса в сторону сегмента премиум-класса свидетельствует о том, что все больше покупателей готовы платить за качество техники.
Цены на кондиционеры стабильны
Несмотря на увеличение себестоимости кондиционеров за последний год в среднем на 8-20% из-за удоания меди и алюминия, цены в Украине остались на том же уровне. Более того, практически за те же деньги каждая марка предлагает новый дополнительный набор функций и еще большую экономичность. Например, увеличиваются продажи инверторных моделей, позволяющих экономить до 40% электроэнергии. Кроме того, покупатели приобретают все больше кондиционеров с озонобезопасным хладагентом R410 вместо хладагента R22. Стоимость кондиционера при этом в разных моделях повышается на 10-30%.
Согласно прогнозу компании «Ликонд», объем украинского рынка бытовых кондиционеров в 2006 г. должен составить не менее 173 тыс. шт. По словам директора «Ликонд» Владимира Степуры, рынок будет стабильно расти в ближайшие годы, но серьезным сдерживающим фактором является покупательная способность населения. Кроме того, недостаточен уровень информации о кондиционерах, которую получает потребитель. И это несмотря на то, что на рекламу бренда производители тратят до 8% годового оборота.
Автор: Ольга ЗЕМКОВА, газета "Экономические известия"