Украина мечтает вступить в ЕС, но страны, входящие в Евросоюз, не в восторге от такой перспективы.
При входе в мраморную арку Ливадийского дворца в крымском курортном городе Ялта гул стихает. Объяснения излишни, когда посетители проходят мимо большого круглого стола, за которым в последние месяцы Второй мировой войны Сталин, Рузвельт и Черчилль разделили Европу.
Простой стол, на котором стоят флаги Великобритании, США и тогдашнего СССР, вызывает сильнейшие эмоции у поляков, чья страна оказалась за железным занавесом после того, как Сталин утвердил свою претензию на соседнее государство словами: "Для России этот вопрос безопасности. На протяжении всей истории Польша служила коридором, через который проходили враги России для нападения на нее".
Александр Квасьневский, бывший президент Польши, который впервые побывал в Ливадийском дворце в 1980 году, будучи министром коммунистического правительства Варшавы, выразил эмоции своих соотечественников в ходе недавнего повторного визита: "Мы стали жертвами договора, заключенного в этом дворце. Когда я впервые здесь оказался, этот стол и стулья были гораздо больше. Сейчас стол не такой большой, а стулья скромнее. Это знак, что ялтинского договора больше не существует. Европа не разделена, но теперь у нас новые проблемы".
Квасьневский выступал на конференции, где ведущие политические фигуры из разных стран Европы рассуждали об окончательном снятии легитимности ялтинского договора. Здесь обсуждалась перспектива принятия в европейскую семью того самого клочка земли, где был создан железный занавес.
Самый страшный в мире злодей, вероятно, перевернулся в могиле, когда стало известно, что международная группа Yalta European Strategy (YES) добивается принятия Украины, житницы Советского Союза, в ЕС. (Сталину следует винить в этом злую судьбу – в 1955 году Хрущев передал Крым, который тогда был частью России, Украине.)
На своей ежегодной конференции YES изложила программу, согласно которой Украина может вступить в ЕС к 2020 году. Это амбициозные планы, которые можно осуществить, подав формальную заявку о принятии в 2011 году, когда к Польше перейдет председательство в ЕС.
Квасьневский, который способствовал принятию соседней с Украиной Польши в ЕС в 2004 году, бросил свою гирю на весы, сказав: "Я глубоко убежден в том, что Украина должна занимать место в европейском институте. Нельзя говорить об интегрированной Европе в XXI веке без Украины. Ее место – в европейской семье".
У Украины есть право рассчитывать на место в ЕС. Как крупнейшая по площади страна Европы, Украина имеет право по правилам основания ЕС на рассмотрение вопроса о ее стве.
Однако Украине повезет, если она сможет попасть в ЕС при нынешнем или даже при следующем поколении, так как ряд факторов ает против этой страны с 47-миллионным населением. Во-первых, Украина выглядит неуправляемой после того, как "оранжевая революция" переродилась в довольно плачевный хаос.
Виктор Ющенко, одержавший в 2004 году победу над теми, кто думал, что жизнь вертится вокруг ожиданий очередных распоряжений из Москвы, время от времени удалялся с конференции, пытаясь сформировать новое правительство. Партия Ющенко "Наша Украина" сейчас может разделить власть с московским фаворитом Виктором Януковичем.
Это не ускользнуло от внимания европейских лидеров, которых тревожит расширяющийся ЕС и которые боятся расстроить президента России Владимира Путина. "Россия все еще рассматривает Украину как часть интегрированного пространства, управляемого Россией, – сказал Квасьневский. – Это не просто политическая стратегия. Это еще и часть истории. Украина не сосед, а семьи".
Германия, которая станет председателем ЕС в январе, считает, что придерживается верной формулы – поддерживать надежды на вступление Украины, в то же время не допуская, чтобы это произошло в одночасье.
Берлин планирует переписать политику добрососедства для стран, чьи надежды на вступление отдаленны или несбыточны. Германия выделит Украину, которая могла бы стать ом ЕС, отличив ее от таких стран, как Алжир, которые никогда не вступят в Евросоюз, не будучи Европой.
Однако Украина оказалась в сложном положении. Она очень хочет вступить в ЕС, в то время как в Брюсселе это желание не находит горячего отклика. В то же время единственный западный институт, готовый принять Украину с распростертыми объятиями – НАТО, – крайне непопулярен на Украине.
Некоторые украинцы проявляют реалистичность относительно своих шансов. Один из богатейших людей в стране, Виктор Пинчук, выступающий движущей силой группы YES, соглашается, что до ства еще далеко. "Я не уверен, что через 10-15 лет Украина станет ом ЕС, – говорит он. – Однако нам нужны реформы: демократия, рыночная экономика и правосудие".
Его участие весьма значимо: Пинчук – зять Леонида Кучмы, бывшего президента Украины, чье авторитарное правление привело к "оранжевой революции".
В последние дни правления Кучмы Пинчук купил стальной гигант "Кривосталь" за выгодную цену в 670 млн евро, вызвав возмущение сторонников "оранжевой революции". Государство выкупило его обратно и продало по рыночной цене в 4 млрд евро компании Mittal.
Пинчук обеспечил Кучме честь сидеть в первом ряду на конференции, но было бы благоразумно, если бы к конференции следующего года его тесть удалился от дел. Продвижение бывшего авторитарного лидера с сомнительным послужным списком в отношении прав человека не лучший способ произвести благоприятное впечатление на ЕС.
Николас Уотт, Inopressa